Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Солоно метавши

Древние ложконосые акулы жили в болотах, а размножались в океане

Древние ложконосые акулы, обитавшие на территории современных США, жили в болотах и реках. При этом размножаться они предпочитали в теплом океане, установили палеонтологи.

Копируя с точностью до наоборот поведение современных лососевых рыб, древние акулы для размножения мигрировали вниз по течению рек и метали икру у тропического побережья океана. К такому выводу пришли ученые под руководством палеонтолога Лорена Саллана из Университета Мичигана,

которые обнаружили самые древние на сегодняшний день останки акульих яслей возрастом 310 млн лет.

Чтобы прийти к такому заключению, ученым пришлось заново проанализировать все известные ископаемые останки живших в далеком прошлом акул рода Bandringa — акул с необычайно длинным уплощенным рылом. Эти останки известны ученым благодаря находкам, сделанным в пресноводных отложениях на территории современного Среднего Запада США.

Открытие ученых, опубликованное в журнале Journal of Vertebrate Paleontology, дало науке уникальные сведения о самых древних миграциях акул — поведении, которое сегодня присуще лишь некоторым видам (таким как тигровые акулы), обитающим в районе Гавайских островов.

Bandringa считаются одними из самых древних и близких родственников современных акул. Древние донные хищники напоминали собой современную рыбу-пилу и веслоноса,

обладая длинным, вполовину длины тела, ложкоподобным хоботом.

Известные останки молодых особей имеют длину 6–10 см, взрослые же особи достигали в длину 3 м.

Первые находки были сделаны еще в 1969 году, после чего за останками этих ложконосых рыб из отложений Мейзон-Крик на севере штата Иллинойс началась настоящая охота. До недавнего времени считалось, что к роду Bandringa относятся два вида: обитавшие в пресноводных болотах и реках и обосновавшиеся на мелководье у берегов океана акулы. Однако после детального изучения 24 ископаемых останков ученые установили, что все они принадлежат одному виду акул, которые в разные периоды своей жизни обитали в пресной, солоноватой или соленой воде на территории древнего суперматерика Пангея.

«Это делает миграционное поведение акул куда более древним. Эти акулы размножались в открытом океане, а остаток жизни проводили в пресной воде. Никто из современных акул так не делает», — пояснил Саллан.

По словам ученых, различия у найденных ранее останков связаны не с физическим строением видов, а с особенностями их консервации в разных условиях.

В пресноводных отложениях лучше сохраняются кости и хрящи, в морских донных — мягкие ткани.

Сравнив особенности различных находок и воспринимая их как останки одного и того же вида, палеонтологи обнаружили ранее неизвестные черты акул. К ним относятся направленные вниз челюсти, упрощающие всасывание пищи вблизи дна, а также сложный комплекс электрических рецепторов,

расположенных на носе и по всему телу, помогавших при поиске добычи в мутной воде.

Взрослые особи ложконосых акул все время жили в пресных водах болот и рек Пангеи, и лишь самки в сезон размножения спускались вниз по течению рек к теплому побережью океана.

Все останки в отложениях Мейзон-Крик принадлежат мелким особям, обнаружены они были рядом с окаменелыми яйцевыми капсулами, защищавшими потомство. Останки же взрослых особей находят в других местах — в пресноводных отложениях в штате Огайо и Пенсильвании.

Ученые считают, что отложение Мейзон-Крик — бывшее побережье океана, куда для продолжения рода спускались самки ложконосых акул, а затем уплывали в свои болота и реки. «Это первое ископаемое свидетельство акульих яслей, включающее и сами яйца, и мелких особей. Кроме того, это самое раннее свидетельство сегрегации, означающее, что взрослые особи и молодняк жили в разных условиях», — добавил Саллан.