Выть по чину

Волчий вой — явление глубоко социальное, считают итальянские ученые

Волчий вой — явление когнитивного характера, находящееся в строгой зависимости от иерархической структуры стаи, считают итальянские ученые, проведшие несколько месяцев в австрийском Центре изучения волков.

Человек человеку волк, гласит крылатая римская фраза, которую используют для того, чтобы описать, как один представитель Homo sapiens пытается сделать какую-нибудь гадость другому. Если абстрагироваться от эмоциональной оценки, то афоризм приобретает совершенно иной контекст:

волки, как и люди, являются высоко социальными животными.

Подобного мнения придерживалась и группа итальянских ученых из Пармского университета, решивших исследовать предназначение волчьего воя. С этой целью они направились в Австрию, где расположен Центр по изучению волков. C результатами их исследования можно ознакомиться в свежем номере научного журнала Current Biology .

Свой интерес к заявленной теме исследования они описали так: «Много чего было написано про функции сигналов, которые используют животные, в то время как механизмы, заставляющие их делать это, оставались скорее объектом многочисленных спекуляций, нежели серьезного научного исследования». В частности,

считалось, что издаваемые животными звуки — это выражение эмоциональных переживаний, изменения физиологического состояния, а также реакция на окружающую среду и происходящие с ней метаморфозы.

На этот раз ученые попытались совместить эмоциональные и когнитивные факторы, дабы выяснить, что же заставляет волков выть. Они провели эксперимент, участниками которого стали девять питомцев упомянутого австрийского центра. Для чистоты эксперимента были взяты представители двух не контактировавших между собой стай.

В первую очередь исследователи решили выяснить, является ли вой эмоциональной реакцией на распад волчьей стаи, то есть на стресс, или же он обусловлен некими социальными факторами. Для этого ученые разделили привыкших друг к другу особей, а впоследствии регулярно измеряли у них уровень кортизола — гормона, который вырабатывается организмом в ответ на стресс.

Первый из полученных результатов оказался неожиданным: когда из стаи забирали одного из ее представителей, остальные волки начинали выть, однако

кортизол в их организме практически не вырабатывался, вследствие чего можно говорить, что стресса они не испытывали. Кроме того, это показало, что вой — явление добровольного характера, а не реакция, провоцируемая определенными гормонами.

Затем ученые попытались разделить волков по иерархическому статусу: из выбранной группы поочередно забирали альфа-самца, сильных самцов, а затем и слабых.

Выяснилось, что, когда из стаи забирают доминирующую особь, вой продолжается дольше, чем при изъятии слабых членов стаи. Кроме того, ученые измерили силу воя, и она оказалась значительно сильнее, когда стая лишалась вожака.

Примерно такую же реакцию вызывает изъятие из стаи чьего-то постоянного или потенциального сексуального партнера, правда в этом случае воет лишь тот волк, которого лишили партнера.

Таким образом ученые выяснили, что волчий вой не является отражением эмоционального состояния животного. Проведенные эксперименты показали, что это, скорее, инструмент социализации, имеющий строгую зависимость от иерархической структуры стаи, а также от того, есть ли у животного партнер. Вследствие этого можно заявить о том, что вой — явление рационально-когнитивного характера, не имеющее практически ничего общего с эмоциональной ипостасью.