От черных дыр до шейки матки

Адаптированная медиками технология NASA помогает найти рак на ранней стадии

Новая методика, которая позволяет выявить появление рака на ранней стадии, когда болезнь еще можно излечить, разработана в США. Специальный аппарат сканирует поверхность шейки матки лучом света, а спектроскопическая оценка характера излучения позволит обнаружить предрасположенность к болезни.

Спектроскопия — раздел физики и аналитической химии, рассматривающий взаимодействия света с веществом. В физике спектроскопические методы используются для изучения всевозможных свойств этих взаимодействий. Всеми современными представлениями о строении и структуре Вселенной, в которой мы живем, астрофизики обязаны именно спектроскопии. В аналитической химии же спектроскопические методы используются для обнаружения и определения веществ при помощи измерения их спектров.

С помощью спектроскопии можно определить характерные изменения в структуре ткани, которые могут быть незаметны при визуальном осмотре или расценены как доброкачественные, не раковые.

Рак шейки матки (РШМ) занимает второе место по распространенности среди онкогинекологических заболеваний. Одной из ведущих причин развития этого процесса считается инфицирование вирусом папилломы человека высокоонкогенных типов (HPV 16,18, 31,33, 51 и др.). Сейчас во всем мире внедряются эффективные скрининг-программы для раннего выявления рака шейки матки. Они состоят из нескольких этапов, включающих первичный осмотр, забор анализов, кольпоскопию и биопсию шейки матки при необходимости. Несмотря на широкую распространенность скрининг-программ (охват более 146 миллионов человек), частота ранней диагностики остается на низком уровне. Поэтому одной из целей ученых является разработка более чувствительных методов диагностики.

Так, спектроскопические методы были использованы в начале 2000-х учеными Медицинского колледжа штата Джорджия и Медицинского центра Атланты (США). Они разработали аппарат LuViva, который сканирует поверхность шейки матки лучом света. Оценка характера излучения проводится с помощью спектроскопии.

Методика позволяет выявить появление рака на ранней стадии, когда болезнь еще можно излечить.

Эта технология называется биофотоникой. В отличии от существующих методов (тест по Папаниколау, HPV-тестирование или биопсия), LuViva не требует лабораторных анализов или забора ткани, он разработан для сообщения результата немедленно, таким образом замещая дорогие и болезненные методы (кольпоскопию и биопсию ткани).

«Каждая молекула имеет свой «отпечаток пальца». Если вы принимаете излучение на определенной длине волны, то вы можете сказать, какой молекулой обусловлено это излучение, и многое можете сказать об изучаемом объекте, — говорит Марк Фаупель, один из руководителей компании Guided Therapeutist , которая занимается коммерциализацией аппарата LuViva. — На этом основаны принципы работы инструментов NASA, которые ищут жизнь на других планетах.

Мы же адаптировали эту технологию для поиска признаков рака in vivo — то есть внутри живого организма».

Мультицентровое клиническое исследование показало, что с помощью данного прибора появляется возможность диагностики РШМ на 2 года раньше, чем обычными методами. Аппарат планируется применять для второго этапа диагностики рака и предраковых состояний шейки матки, то есть после того, как женщина прошла первичный осмотр у гинеколога, который выявил подозрительные моменты.

Сейчас LuViva проходит последний этап сертификации и применяется лишь в некоторых клинических центрах Канады, но в 2013-2014 годах возможно его более широкое применение, в том числе и в Европе.

«В настоящее время в России не существует организованных скрининговых программ по раку шейки матки, и качество диагностики существенно варьирует по срокам и времени. Данная методика позволит существенно улучшить качество диагностики», — заявила «Газете.Ru» профессор Инна Аполихина, заведующая отделением Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова Минздрава РФ.

Компания Guided Therapeutist основана в 1992 году (в 2008 году переименова из SpectRx), специализируется на разрабокте современных диагностических технологий. За это время LuViva прошел этапы от прототипа до полностью функционирующего устройства. Финансирование данных разработок осуществлялось в рамках грантов, предоставленных Национальным Институтом Рака США. Кроме данного устройства, компанией совместно с Konica Minolta Opto разрабатывается аппарат для диагностики предраковых состояний пищевода, так называемого пищевода Баррета.