Агрессия — это болезнь

Причиной антисоциального поведения подростков являются аномалии в строении головного мозга

Виктория Зюлина, Михаил Сафронов (ЦИОП «Медицина будущего») 27.10.2012, 12:09
Строение мозга у «трудных» подростков отличается от строения мозга обычных детей iStockPhoto
Строение мозга у «трудных» подростков отличается от строения мозга обычных детей

Причиной агрессивного поведения людей являются аномалии в строении головного мозга. Британские медики предлагают использовать снимки мозга для выявления подверженных риску подростков и учить их справляться со своими эмоциями при помощи врачей-психиатров.

По данным статистики, в Великобритании пять подростков из ста страдают расстройствами поведения. Психиатры расценивают это как особое состояние психики, которое проявляется в форме агрессивного и антисоциального поведения и приводит к умственному и физическому отставанию в развитии.

Ученые из Физиологической школы Университета Саутгемптона (Великобритания) утверждают, что такое поведение может быть спровоцировано изменениями в структуре головного мозга.

В работе, опубликованной на этой неделе в The Journal of Child Psychology and Psychiatry, было проведено сравнение снимков головного мозга двадцати двух подростков с расстройствами поведения и двадцати подростков с нормальным поведением. Ученые заметили, что у неуправляемых детей часть мозга, которую принято связывать с чувством страха (миндалевидное тело), значительно меньше, чем у подростков контрольной группы (т. е. детей с нормальным поведением).

При этом в той части головного мозга, которая отвечает за возникновение эмоций и восприятие эмоций других людей, у девочек с расстройствами поведения имеется меньше серого вещества, а трудноуправляемые мальчики отличаются повышенным количеством серого вещества.

Этому факту ученые пока не находят объяснения. Но в любом случае стало очевидно, что строение мозга «трудных» подростков отличается от строения мозга подростков контрольной группы.

Доктор Энди Кадлер из отделения головного мозга Совета по медицинским исследованиям Великобритании, который также участвовал в исследовании, комментирует это явление антисоциального поведения подростков следующим образом: «Причиной изменений в головном мозге могут быть врожденные дисфункциональные нарушения или влияние факторов внешней среды на ранние этапы развития мозга, например сильный стресс».

Доктор Михаэль Крэг из Королевского колледжа Лондонского института психиатрии предлагает использовать снимки головного мозга для выявления ранних форм нарушений поведения, которые проявляются в виде асоциальсти, аутизма (неспособности к общению с людьми), синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Изменения мозга, ведущие к агрессии, также могут быть получены в результате физической травмы. Психолог Хав Уильямс из центра нейрофизиологических исследований Университета Экзетера (Англия) подтверждает это в своем 36-страничном докладе . В нем были представлены объемные исследования заключенных Великобритании, США, Финляндии, Австралии и других стран. К примеру, среди населения Великобритании людей с перенесенными черепно-мозговыми травмами 16,6% и 60% из них пошли по криминальному пути.

В Новой Зеландии цифры еще более показательны: из 118 опрошенных заключенных 86,4% говорят о случавшихся травмах головы, а 56,7% утверждают, что переносили такие повреждения неоднократно.

Автор доклада акцентирует внимание на повреждении лобных долей головного мозга, которые завершают свое развитие только к 20—25 годам. Именно они отвечают в том числе и за формирование социально приемлемого поведения, принятие решений и подавление сиюминутных, импульсивных действий.