Кого слушает президент

Сначала был большой взрыв

Николай Подорванюк (Лас-Кампанас — Москва) 24.03.2012, 12:34
__is_photorep_included4103489: 1

В обсерватории Лас-Кампанас (Чили) началось строительство GMT (Гигантского Магелланова телескопа с эквивалентным диаметром зеркала более 20 метров). Корреспондент «Газеты.Ru» рассказывает об этой обсерватории.

Так должен выглядеть телескоп GMT через 10 лет // GMTO

В ночь на субботу в американской обсерватории Лас-Кампанас, расположенной в горах Чили, начались строительные работы по сооружению GMT — Гигантского Магелланова телескопа. Главное зеркало будет представлять собой конструкцию из семи зеркал, диаметр каждого из которых составит 8,4 метра. Одно будет располагаться в центре, а остальные шесть — по периметру, так что эквивалентный диаметр такого составного зеркала составит более 20 метров.

«Во всех странах наука одна, а в Америке ее две — частная и публичная. Публичная астрономия существует на деньги налогоплательщиков. Частная существует на свои собственные бюджеты и пожертвования, и она в целом является более разветвленной и богатой», — рассказывал в интервью «Газете.Ru» известный отечественный астроном Андрей Токовинин, работающий в настоящее время в Чили.

Обсерватория Лас-Кампанас представляет собой как раз пример частной науки.

Она была открыта в начале 1970-х годов Институтом Карнеги, на сайте которого подчеркивается, что он является независимой и некоммерческой организацией. К проекту 20-метрового GMT помимо Института Карнеги привлечено еще около десяти партнеров не только из США, а и из трех других стран – Австралии, Южной Кореи и, разумеется, Чили.

В настоящий момент основными инструментами обсерватории Лас-Кампанас являются «Магелланы» — два телескопа-близнеца, построенные в начале 2000-х, каждый из которых имеет зеркало диаметром 6,5 м. От расположенного в низине небольшого поселка, который составляют здания офиса, гостиницы и спортзала, до этих телескопов можно добраться или пешком (для этого нужно пройти 800 метров в гору), или в объезд на машине (около 2,5 км). Поскольку наблюдателям порой приходится несколько раз за день перемещаться между офисом-гостиницей и телескопом, для них выделены специальные машины. Автомобили никогда не запираются, а ключи от них находятся в замке зажигания.

Кстати, такая же ситуация и с гостиничными номерами: они всегда открыты, и ключи от них также никто не выдает, поскольку посторонним лицам невозможно оказаться в Лас-Кампанасе.

Еще дальше от офиса, за «Магелланами», расположены малые телескопы: 2,5-метровый du Pont (построен в 1977 году), 1-метровый Swope (самый первый телескоп обсерватории Лас-Кампанас) и принадлежащий Варшавскому университету 1-метровый телескоп, который в середине 1990-х годов был сооружен здесь по инициативе известного польского астрофизика Богдана Пачинского.

Строительство телескопа GMT // GMTO

Гигантский Магелланов телескоп будет расположен на горе, которая находится от поселка в противоположном направлении, нежели прочие «Магелланы». Начало работ по строительству должно было ознаменоваться взрывом верхушки горы, где будет стоять GMT, чтобы выровнять площадку.

Это событие получило условное название Big Bang Event (по аналогии с Большим Взрывом — моментом рождения Вселенной, который по-английски называется Big Bang).

Подготовка к взрыву началась в середине февраля — в течение месяца на горе работала техника, размечались контуры будущей площадки под телескоп и производилась закладка взрывчатки. На взрыв в Лас-Кампанас приехало множество почетных гостей, таких как послы США и Австралии в Чили, представители других крупных международных обсерваторий, расположенных в Чили, в том числе и Европейской Южной обсерватории (ESO), послы США и Австралии, профессора астрономии Чилийских университетов, представители Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (США) и другие.

«Все собрались на площадке перед «Магелланами», где были установлены шатер для посетителей, большой проекционный экран, на котором шла трансляция события в большом масштабе, а также трибуна для ораторов, — рассказал «Газете.Ru» сотрудник обсерватории Лас-Кампанас Юрий Белецкий. — Примерно за десять минут до события директор нашей обсерватории Мигель Рот сделал небольшой анонс, сказав, что официальный обратный отсчет времени будет скоро запущен и что у техников уже все готово.

Но на самом деле Big Bang случился на минуту раньше, чем планировалось.

Я не знаю, что там именно случилось, видимо, кто-то нажал на кнопку не вовремя, или же была рассинхронизация часов. Я смотрел на вершину и сделал несколько снимков. Сначала показалась сама цветная шапка взрыва, и только через несколько секунд до нас долетели раскаты грома. Интересно было то, что пылевое облако было цветным! Я сначала подумал, что это связано с разными горными породами, но потом нам объяснили, что так на самом деле было запланировано. Перед взрывом в породу были добавлены белый, синий и красный пигменты — цвета флагов стран-участниц проекта GMT: США, Австралии, Южной Кореи и Чили. Получилось очень красиво и эффектно.

После официальной части состоялся фуршет, на котором все обсуждали это, не побоюсь столь громкого слова, эпохальное событие.

Фактически это первый шаг в новую эпоху действительно больших — «экстремально больших» — телескопов, и GMT будет первым из них.

Ни 30-метровый ТМТ, который будет расположен на Гавайях, ни 39-метровый E-ELT Европейской Южной обсерватории до сих пор еще не начинали строиться».