От XS до XXL за 70 млн лет

Млекопитающие эволюционировали из кошки в слона за 10 млн поколений

Из кошки можно вырастить слона за 10 млн поколений, а из мыши — за 24 млн поколений. Обратный процесс проходит в 10 раз быстрее, выяснил международный коллектив ученых, задавшийся проблемой эволюции размеров млекопитающих

Насколько большими могут быть млекопитающие? Слон для суши и синий кит для океана — это предел размера? Сколько времени эволюции нужно, чтобы «вырастить» таких гигантов? На эти вопросы постарался ответить международный коллектив ученых, проследивших эволюцию роста размера млекопитающих со времен динозавров около 65 млн лет назад. Их работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Оказалось, что

наземным млекопитающим нужно пережить около 10 млн поколений, чтобы достигнуть максимального размера, то есть, например, из кошки «вырастить» слона.

24 млн поколений достаточно, чтобы «вырастить» слона из мыши.

Морским млекопитающим «проще»: они меняются в два раза быстрее. Возможно, поэтому синий кит крупнее своего наземного «соперника» — африканского слона — в 30 и более раз.

«Причина в том, что

в воде крупным быть легче — она поддерживает твой вес»,

— отметил Эрих Фицжеральд, глава отдела палеонтологии позвоночных в музее штата Виктория (Австралия) и один из авторов работы.

Деградировать традиционно проще, чем расти: крупные виды превращаются в карликов всего за 100 тыс. поколений.

«Наше исследование — первый взгляд на тысячелетнюю историю эволюции млекопитающих с точки зрения размеров. Это весьма важно, так как большая часть работ фокусируются на микроэволюции — изменениях, которые происходят внутри отдельного вида», — объяснила один из авторов работы Джессика Теодор из Университета Калгари, слова которой приводит пресс-служба вуза.

В ходе работы исследователи изучили эволюцию 28 различных типов млекопитающих родом с четырех крупнейших материков — Африки, Евразии, Северной и Южной Америки, а также из всех океанов за последние 70 млн лет. Типы были выбраны максимально широко — например, один тип — это все родственники слонов, второй — все хищные млекопитающие. В качестве меры времени были выбраны поколения, а не годы: мыши живут два года, а слоны — 80 лет, и тем не менее это одно поколение. Полученные результаты отражают соотношение размера тела и размера поколения для существующих ныне видов. История исчезнувших видов была реконструирована на основании данных об их современной «родне».

Скорость падения размеров оказалась впечатляющей — «расти в землю» можно в 10 раз быстрее, чем «расти в небо».

«Многие из видов, потерявшие в размерах (например, карликовый слон, карликовый бегемот и карликовые гоминиды, найденные на индонезийском острове Флорес), вымирают. Каковы причины карликовости? Возможно, им нужно было быть маленькими, чтобы выжить в специфической среде, однако, возможно, им просто не хватало еды, и небольшой размер отражал плохое питание на пути к вымиранию», — рассуждает Теодор.

Планы на дальнейшие исследования как раз включают изучение не только темпов, но и причин роста либо деградации размеров. Ученые полагают, что эти же факторы частично ответственны за вымирание.