«Скажите спасибо, что вы не самка клопа»

На русском языке издана книга Оливии Джадсон «Каждой твари — по паре»

Елена Наймарк 16.01.2012, 14:51
Книга Оливии Джадсон «Каждой твари — по паре» alpinabook.ru
Книга Оливии Джадсон «Каждой твари — по паре»

О книге знаменитого биолога и популяризатора науки Оливии Джадсон «Каждой твари — по паре. Секс ради выживания», впервые изданной на русском языке, рассказывает доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН Елена Наймарк.

Елена Наймарк

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН. Автор 70 статей и монографий, научные интересы — палеонтология древнейших форм жизни и скелетных организмов, моделирование эволюции, биогеография, геохимия древнейших биосфер. В настоящее время постоянный автор сайта «Элементы» и других популярных изданий.

Недавно, отправляясь в гости, я прихватила в качестве подарка книгу «Каждой твари — по паре. Секс ради выживания». Сказалась давнишняя привычка не ходить в гости с пустыми руками, тем более что шла к людям читающим и понимающим. Не успела я еще на пороге заикнуться про свой подарок, как два хозяйских ребенка, уже вполне подросших, вырвали у меня книгу и скрылись в своей комнате. Я кричала им вслед, что они не то подумали, что книга, мол, не про секс, то есть про секс, но не совсем, а скорее про биологию, про секс там совсем мало, то есть много, но не то, что они подумали… очень трудно было объяснять что-то закрытой двери, за которой два тинейджера шепотом скандалят, кому первому читать книгу с откровенно сексуальным названием. Потом успокоилась, решив, что сами как-нибудь разберутся что к чему. Пусть книга и не про «тот» секс, но и про «этот» секс подросткам тоже наверняка будет интересно. И родители наверняка станут в очередь.

Уверена: стоит любому прочесть первую страницу, и он будет очарован превосходным литературным стилем, заинтригован писательской задумкой, ну и, безусловно, тематикой.

Я очень рада, что русские читатели получили возможность прочитать этот образец первосортной научно-популярной литературы. Эту книгу, написанную Оливией Джадсон, я знаю давно, читала ее по-английски и даже лет десять назад пыталась договориться с издательствами о ее переводе — сама хотела перевести. Хорошо, что тогда не удалось, потому что так хорошо перевести, как это сделала Екатерина Милицкая, у меня бы точно не получилось.

О чем эта книга? В сущности, об эволюции и, в частности, о половом отборе.

Половой отбор – это особый механизм, при помощи которого организмы того или иного вида приспосабливаются оставлять как можно больше потомства; это правда о том, как самки и самцы воздействуют друг на друга, чтобы оставить в поколениях потомков свои гены. Свои и только свои: на гены партнеров им глубоко наплевать. Все знакомые нам ухищрения по соблазнению противоположного пола, от макияжа и кокетливо опущенных ресниц до накладных плеч и демонстрации мерседесов, все страсти от Золушки до Дон Жуана — все-все является частью полового отбора и объясняется простым эволюционным правилом.

Если тот или иной признак, морфологический, биохимический или поведенческий, увеличивает число жизнеспособных потомков, то он будет поддержан эволюцией и утвердится среди особей вида.

Напротив, если индивид не оставляет по тем или иным причинам потомков, то его признаки постепенно исчезнут, сколь бы удачлив в других отношениях он ни был. Эволюция благоволит лишь сексуально привлекательным индивидам. Тут нет ничего сложного или необъяснимого — правила эволюции просты до схематичности. Также нет ничего строго человеческого — напротив, знакомые нам приемы сексуального поведения встречаются во множестве у животных.

«Ах, он мне изменяет с пятнадцатью дамами!» — «Что ж, хорошо, что ваш муж не жук-могильщик: в этом случае его любовницы еще и сожрали бы ваших детей».

«Ах, муж запрещает мне встречаться с приятелями!» — «Скажите спасибо, что вы не самка клопа, иначе муж не только не выпустил бы вас на улицу, но и вообще запечатал бы вас цементом». «Ох, жена такая требовательная, такая требовательная — сил просто нет!» — «Ничего, утешьтесь тем, что львам приходится гораздо хуже: львица требует внимания каждые полчаса».

Думаю, что мысленные аналогии с собственным жизненным опытом немало позабавят читателей. Кроме того, многочисленные примеры из сексуальной жизни животных дают пищу для более серьезных раздумий.

Оливия Джадсон

Бакалавр и доктор наук, эволюционный биолог и научный журналист. Ее статьи в таких изданиях, как The Economist, Nature, Scence и The Guardian, удостоены множества профессиональных наград. В настоящее время она научный сотрудник Имперского колледжа Лондона.

Для биологов (кстати замечу, что Оливия Джадсон — исключительно грамотный биолог, стоит посетить ее сайт) представленная книга послужит просто-таки энциклопедией по половым стратегиям у животных. Эти стратегии группируются сообразно своим достоинствам с точки зрения эволюционного выигрыша.

Если же говорить о повседневном мировоззренческом интересе, то книга позволяет здраво оценить человеческие страсти и понять, что в них обусловлено эволюционными требованиями, а что — собственно сапиенсная или культурная надстройка.

Можно по-новому взглянуть на стереотипные модели человеческого сексуального поведения и, уяснив их естественные причины, посмеяться над своими и чужими похождениями и уловками. Это и интересно, и поучительно.

Оливия Джадсон «Каждой твари — по паре. Секс ради выживания». — М.: «Альпина нон-фикшн», 2012 (при поддержке фонда «Династия»)