Космос проб и ошибок

Неудача «Фобос-грунта» не единична: и российские, и американские миссии гибли по разным причинам

Неудача «Фобос-грунта» не единична: и отечественные, и зарубежные космические миссии гибли из-за проблем с финансированием и ошибок инженеров. На заре космонавтики отказов было еще больше, но и СССР, и США проводили десятки запусков: специалистам необходимо учиться на своих ошибках.

Пока аппарат «Фобос-грунт», отправленный к спутнику Марса, не может покинуть орбиту Земли; специалистам не удается установить с ним надежную связь. «Газета.Ru» вспоминает историю неуспешных космических миссий в России и за рубежом.

Для ранней истории освоения космоса ситуации аварий и потерь космических аппаратов не были необычными: все делалось впервые, и молодая космическая промышленность училась на своих ошибках. Так, в серии советских межпланетных космических станций «Луна», предназначенных для изучения Луны и космического пространства (к слову, первый успешный запуск состоялся еще в 1959 году) из 45 запусков 16 были удачными. Программа развивалась крайне интенсивно: 45 запусков были осуществлены за 18 лет.

Однако большая часть неудач пришлись на первые годы программы; далее космические аппараты успешно изучали Луну и космическое пространство вокруг нее.

В частности, были открыты солнечный ветер и внешний радиационный пояс Земли. Зонды достигли поверхности Луны и получили изображения ее обратной стороны. Аппараты «Луна» доставили на спутник луноходы, которые отобрали лунный грунт, и обеспечили его доставку на Землю. Следует также отметить разбивку программы по стадиям, ступенчатую постановку задач: достижение поверхности Луны, ее фотосъемка, мягкая посадка, вывод на орбиту Луны искусственного спутника и, наконец, бурение поверхности Луны и доставка лунного грунта на Землю.

Первые американские миссии к Луне тоже не отличались стабильностью: из девяти пусков Pioneer только две были хотя бы частично успешными.

Менее половины аппаратов программы Ranger в середине 60-х годов добились положительного результата. Более успешными оказались программы Surveyor и Lunar Orbiter (в последней программе были успешны все пять миссий, они подготовили последующий полет к Луне Apollo с астронавтами).

Похожим образом развивалась и советская программа «Венера» — программа первых в истории человечества межпланетных перелетов. За период 1961–1983 годов к Венере в СССР было отправлено более 20 космических аппаратов.

Первые 10 лет полеты проходили не слишком удачно: у ученых просто не было достоверной информации о суровых условиях Венеры — давлении и температуре.

В дальнейшем были достигнуты выдающиеся успехи, благодаря чему Венеру стали называть «советской планетой». Последовательно были достигнуты следующие цели: пролет вблизи Венеры, изучение космического пространства вокруг нее, достижение поверхности планеты, изучение атмосферы планеты, получение фотографий планеты и анализ ее почвы. С течением времени процент успешных миссий вырос, и две дублирующие друг друга межпланетные космические станции «Вега», изучавшие Венеру и комету Галлея в 1984–1986 годах, полностью выполнили все поставленные задачи. В рамках американской программы по изучению Венеры, Марса и Меркурия Mariner в 1962–1973 годах были запущены 10 космических аппаратов, из них три погибли; остальные выполнили свои задачи.

Для снижения вероятности неудачи большинство аппаратов изготавливали парами.

В рамках программы автоматических межпланетных станций «Марс» в 1962–1973 годах был осуществлен запуск более 15 станций (иногда запускали по две или даже четыре дублирующие миссии). Несмотря на первые неудачи, космическим аппаратам удалось достичь орбиты Марса (они стали его искусственными спутниками) и марсианской поверхности, изучить грунт планеты. Продолжение этого проекта оказалось неудачным: в 1996 году станция «Марс-96» на базе нового унифицированного проекта «Фобос» не была выведена на межпланетную траекторию из-за аварии разгонного блока. Учесть предыдущие ошибки должен был космический аппарат «Фобос-грунт», запущенный в ночь на среду, но он пока не смог даже покинуть околоземную орбиту.

С распадом СССР активность научных исследований с помощью беспилотных космических аппаратов заметно снизилась. Кроме двух описанных выше попыток продолжить изучение Марса проводились запуски обсерваторий для изучения Солнца. Аппарат «Коронас-И» был выведен на орбиту в 1994 году, однако большая часть исследовательской аппаратуры перестала работать в течение нескольких первых месяцев. Второй аппарат — «Коронас-Ф» — активно работал на орбите 4,5 года (с лета 2001-го по декабрь 2005 года). Их последователь «Коронас-фотон» на платформе спутниковой серии «Метеор» — еще одно большое космическое разочарование последних лет.

Он был выведен на орбиту в январе 2009 года, однако проработал менее года: в декабре 2009 года со спутником была потеряна связь.

Единичность миссий и большие временные интервалы между ними не идут на пользу результатам, считают в отрасли. Молодые сотрудники не могут набраться опыта, старых становится все меньше, зачастую за время подготовки космического аппарата успевает смениться львиная доля работающих над ним специалистов.

В новейшие времена осечки при запусках беспилотных космических аппаратов случаются не только у российских, но и у зарубежных космических инженеров. Китай, делающий сегодня первые самостоятельные шаги в космосе, не обходится без аварий. Японский зонд «Акацуки», созданный для исследования Венеры, в декабре 2010 года не смог выйти на ее орбиту (следующий случай представится только через пять лет).

Даже самые известные беспилотные миссии NASA испытывали ряд проблем, по крайней мере на первой стадии.

Знаменитый телескоп имени Эдвина Хаббла был доставлен на орбиту в 1990 году с дефектом главного зеркала. Ученым удалось найти решение по его дооборудованию, и астронавты во время первой экспедиции технического обслуживания установили во время выхода в открытый космос корректирующую оптику. В 1999 году NASA отправила к Марсу космический аппарат Mars Polar Lander, но он не выполнил своей миссии, выйдя из строя при посадке на Марс.

Кстати, тогда независимая комиссия назвала основной причиной провала миссии ее недостаточное финансирование и давление сроков. Вот и сегодня Роскосмос ставит сроки работ и план по запускам максимально жестко.

NASA не удалось выйти на связь и с двумя достигшими поверхности Марса аппаратами Deep Space 2 (они должны были погрузиться под поверхность планеты), что также стало следствием стремления к удешевлению проектов и ускорению их разработки. Еще один «партнер» аппарата Mars Polar Lander — Mars Climate Orbiter — сгорел в атмосфере планеты из-за совсем уж непростительной ошибки: при расчетах одна из групп (Lockheed Martin) использовала британские единицы измерения (фунт-сила), а другая (NASA) — метрические (ньютон). В результате аппарат прошел над поверхностью на высоте всего 57 км вместо расчетных 140 км. Спутник NOAA-19, занимавшийся мониторингом погоды, вообще был серьезно поврежден еще на стадии сборки: специалисты Lockheed Martin просто уронили его, переворачивая, так как не проверили, на месте ли фиксирующие аппаратуру болты. Это произошло в 2003 году, а запуск состоялся только в 2009 году.

До запуска «Фобос-грунта» произошел успешный запуск орбитального телескопа «Радиоастрон».

На 2013 год планируется запуск российско-индийской миссии «Луна-ресурс», в 2014 году за ней последует «Луна-глоб». Задача проектов — детальное исследование свойств полярного реголита Луны, исследование содержания в нем воды и летучих соединений, изучение лунной полярной экзосферы. На 2020-е годы планируются совместные с Европейским космическим агентством миссии к Юпитеру и его спутникам. Насколько ситуация с «Фобос-грунтом» повлияет на эти космические планы России, пока не возьмется сказать никто.