Дофамин победит Паркинсона

Болезнь Паркинсона может быть излечима с помощью клеток кожи

Ученые из Италии и России сделали решающий шаг в борьбе с болезнью Паркинсона. Дофаминовые нейроны – клетки, гибель которых вызывает симптомы паркинсонизма – можно будет выращивать из кожи самого человека.

Болезнь Паркинсона – один из бичей современной стареющей цивилизации. По статистике, в мире паркинсонизмом страдают около одного процента всех людей старше 70 лет. Основные проявления болезни Паркинсона — замедленность движений, дрожание конечностей, скованность мышц, неустойчивость равновесия, депрессия, тревога, раздражительность и безразличие к окружающим. Это заболевание связано с гибелью особых нервных клеток — дофаминовых нейронов. При потере 70–80% этих нейронов возникают симптомы паркинсонизма: нарушение движения, тремор (дрожь в конечностях). В дальнейшем больные теряют способность производить произвольные движения: дофамин регулирует двигательную активность. Самое эффективное на сегодня средство при лечении болезни Паркинсона было создано австрийским ученым украинского происхождения Олехом Хорникевичем. В 1960 году он впервые описал дефицит дофамина при болезни Паркинсона и в 1961 году доказал эффективность лечения с помощью предшественника дофамина – леводопы. К сожалению, он так и не получил абсолютно заслуженную Нобелевскую премию (вместе с Арвидом Карлссоном).

Вообще же дофамин, «гормон удовольствия», эффективно регулирует движение.

Его низкий уровень в организме приводит к нарушению движения, тогда как повышенный уровень дофамина вызывает гиперактивность, физическое и психическое возбуждение.

Группе ученых из Италии, среди которых есть специалисты российского происхождения, подошли вплотную к лечению болезни Паркинсона с другой стороны: вместо введения дофамина в организм они предлагают восполнить дефицит клеток, вырабатывающих его, — дофаминовых нейронов – ресурсами самого организма. Их работу публикует Nature.

Клеточная терапия – замена разрушенных дофаминовых нейронов в мозге больных на «новые» — весьма перспективный метод лечения. Однако до сих пор выращивание нейронов из клеток организма самого больного предполагалось проводить через стадию стволовых клеток IPS, с индуцированной плюрипотентностью. Безопасность их использования вызывает большие вопросы: начав неограниченно делиться, они могут породить раковую опухоль.

Новый подход предполагает получение дофаминовых нейронов напрямую из клеток соединительной ткани – фибробластов.

На данный момент технология отработана в клеточной культуре. Об основных результатах работы «Газете.Ru» рассказал один из ее авторов, фармаколог из Итальянского института технологий Рауль Гайнетдинов.

— Ваша работа действительно открывает путь к полному лечению паркинсонизма? То есть, условно говоря, через несколько лет к вам придет больной паркинсонизмом Мохаммед Али, у него будут взяты образцы кожи, из них получатся нейроны, вживление которых приведет к полному его излечению от паркинсонизма?

— В идеале, да. Но сначала нужно будет отработать методику на экспериментальных животных. Пока мы только получили дофаминовые клетки.

— Нужно ли будет такому пациенту постоянно получать нейроны, как диабетикам — инсулин?

— Нет, не нужно. Надеемся, для восстановления функций будет достаточно одной процедуры.

— Что было сделано в данной конкретной работе?

— Мы с коллегами научились выращивать нейроны для больных паркинсонизмом из их собственной кожи.

Сначала это было сделано на клетках мышей, а потом на людях, больных паркинсонизмом.

— Расскажите о проведенных в рамках работы экспериментах.

— Как известно, принципиально возможно практических любой тип клеток вырастить из стволовых клеток человеческих эмбрионов. Но есть серьезные проблемы, связанные с использованием стволовых клеток, — получать клетки из эмбрионов трудно и физически, и этически, а использование стволовых клеток может повлечь за собой развитие рака и отторжение чужеродной ткани. Пять лет назад был предложен метод депрограммирования фибробластов до стадии плюрипотентных стволовых клеток, а затем нового «программирования» к желаемому типу клеток. Это уже шаг вперед: фибробласты легко получить от самого же пациента — так решается проблема с отторжением. Однако проблема с возможным индуцированием рака остается. Около года назад была показана возможность перепрограммирования фибробластов в другой тип клеток, минуя стадию плюрипотентности. Таким образом решается и проблема рака. Работы в этой области ведутся очень активно: за этот год с помощью предложенного метода уже выращены глутаматные нейроны, клетки крови, печени, сердца.

В последнее время почти каждые две недели появляются новые статьи, демонстрирующие расширение возможностей метода (в основном, это Nature).

Наша группа отработала метод получения дофаминовых нейронов, которые и погибают у больных паркинсонизмом.

— Сколько по времени продолжались работы?

— Всего около восьми месяцев. Как я уже сказал, тема очень «горячая».

— Кто руководил исследованиями и где они проводились?

— Основная идея, работа и заслуги принадлежат Ваниа Брокколи из Института Сан-Рафаэль (San Raffaele Scientific Institute) в Милане, Италия.

Также принимали участие три лаборатории из Итальянского института технологий (IIT, Генуя), две из которых возглавляют российские ученые – я и Александр Дитятев,

и лаборатории International School for Advanced Studies (SISSA) в Триесте и Миланском институте Паркинсона. В числе соавторов также наши российские коллеги из IIT — Елена Дворецкова и Татьяна Сотникова. Все остальные – итальянцы.