Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пентагон нацелился на звезды

Американские инновационные агентства объявили конкурс на лучший звездолет

Оборонное и космическое агентства США объявили о начале реализации нового космического проекта «Через сто лет к звездам», предполагающего отправку пилотируемой экспедиции в дальний космос. Не успевшие присоединиться к инициативе рискуют остаться без билета.

В октябре прошлого года руководство NASA в лице Питера Уордена, директора одного из головных офисов агентства — Исследовательского центра Эймса, объявило о запуске совместно с DARPA, Агентством передовых оборонных исследовательских проектов при министерстве обороны США, годовой программы, целью которой, согласно пресс-релизу, является «разработка устойчивой и долгосрочной бизнес-модели, необходимой для реализации в течение ста ближайших лет пилотируемой экспедиции к другим звездным системам».

Проект получил название «Через 100 лет к звездам» (The 100-Year Starship study).

Реакция блогосферы и СМИ на совместное заявление двух ведущих инновационных монстров США — космического и оборонного — колебалась в диапазоне от удивленно-скептической до шутливо-ироничной, если не сказать больше.

Памятуя о дефиците финансирования американских космических программ, многие из которых оказались либо свернуты, либо отложены, либо радикально переформулированы (так, вместо Марса было решено слетать сначала к астероиду), эксперты сошлись во мнении, что инициатива госагентств представляет собой очередной пиар прожектеров-технократов, способный произвести впечатление разве что на будущих налогоплательщиков — подростков, насмотревшихся голливудских фильмов.

На какое-то время о проекте забыли,

но уже весной этого года стало ясно, что звездная заявка оборонно-космических агентств намного более серьезна, чем предполагалось ранее.

Так, в начале январе, NASA и DARPA провели в Кремниевой долине (Северная Калифорния), где сосредоточены офисы инновационных компаний и венчурных фондов, двухдневный рабочий семинар с участием тридцати ведущих инженеров аэрокосмической промышленности, инвестиционных менеджеров, научных консультантов и «техновизионеров», где был определен ближайший круг задач, переводящих проект межзвездной пилотируемой экспедиции из чисто фантастической в сугубо практическую область.

Еще более интересная заявка последовала в мае, когда DARPA официально выставила на своем сайте так называемый «запрос информации» (RFI, request for information), предложив всем заинтересованным лицам и группам заявить о своих интересах и предполагаемом участии в проекте «Через 100 лет к звездам» до 3 июня этого года. В терминах организаций, принимающих решения, «запрос информации» — уже не говорильня, а формальная процедура, запускающая венчурную бизнес-машину на ранних стадиях капитализации проекта и определяющая круг агентов, потенциально заинтересованных в решении какой-либо технической задачи.

Похоже, что содержание 150 информационных резюме, присланных в агентство, оказалось настолько вдохновляющим, что менеджеры DARPA решили перейти Рубикон и прокрутить колесики машины еще на целый оборот и выставить в июне «запрос на проект» (RFP, request for proposal), инициировав следующую стадию, на которой от заинтересованных агентов требуется сформулировать конкретные стратегии и способы реализации проекта.

Крайний срок поступления онлайн-заявок — 8 июля этого года.

Далее планируется, что авторы заявок презентуют свои предложения по реализации межзвездной пилотируемой миссии на специально организованном симпозиуме в Орландо (Флорида, США) с 30 сентября по 2 октября 2011 года. А уже через месяц по результатам этих презентаций агентства вынесут решение, кому из участников, озвучивших «эффективную дорожную карту по финансированию и организации исследовательских и технических работ, необходимых для реализации межзвездной пилотируемой миссии», присудить «разгонный» грант в размере 500 тысяч долларов.

В запросе DARPA перечисляет ключевые проблемы, решение которых (либо подходы к этому решению) должны предложить докладчики и соискатели гранта.

Среди них технические вопросы, связанные с методом и способами транспортировки экипажа (двигательные технологии), вопросы, связанные с биологией и медициной (система жизнеобеспечения), коммуникация с Землей, а также целая группа экономических, политических и гуманитарных проблем, от решения которых будет — на достаточно большом промежутке времени, охватывающем несколько поколений людей, — зависеть успешная реализация проекта межзвездной экспедиции.

«Проект «Через сто лет к зведам» на самом деле не сводится к постройке космического корабля или разработке каких-то узко специальных технологий», — отмечает на сайте координатор проекта в DARPA Поль Еременко. «Наша задача —

вдохновить несколько поколений людей на исследовательскую деятельность и прорывные инновации в огромном диапазоне дисциплин — физике, математике, биологии, экономике, психологии, в социальных, политических и гуманитарных науках, а также в искусстве и образовании».

Интересно, что лейтмотивом всех запросов DARPA стал пункт, настойчиво ориентирующий потенциальных участников проекта на разработку эффективной венчурной бизнес-модели, предусматривающей минимальное участие государства в финансировании «Через 100 лет к звездам». Точнее даже сказать, в идеале, его полное неучастие в этом предприятии.

Логику крепко подружившихся агентств понять можно.

Дотируемое из госбюджета, NASA уже испытало все прелести короткого поводка, на котором американский налогоплательщик держит его последние десять лет. В свою очередь, DARPA, которое называют «теневым инновационным локомотивом Пентагона», за полвека бурной и успешной деятельности накопило богатейший опыт по реализации в железе самых рискованных идей силами университетских лабораторий, энтузиастов-гиков и частного венчурного капитала (благодаря одной из них — сети передачи данных — вы проводите перед монитором компьютера большую часть рабочего и свободного времени).

Как скоро «запрос информации» и «запрос проекта» сменится «заявкой на подряд» и, главное, «запросом стоимости» (RFQ, request for quotation), после которого можно будет заказывать билеты к звездам, покажет время (так, по расчетам Питера Уордена проект движка для звездолета — при соответствующей аккумуляции финансовых и инженерных ресурсов — можно разработать уже в ближайшие пятнадцать-двадцать лет). Но главное здесь даже не вопрос времени.

В 1958 году, когда под впечатлением от космических успехов СССР было создано DARPA, полет на Луну, о котором ровно за сто лет до этого мечтал Жюль Верн, был осуществлен американцами за десять лет. И нет сомнений, что и на этот раз они уложатся в оговоренные, притом довольно большие, сроки.

Главное, что технократическая элита США сделала, наконец, вторую за последние полвека серьезную заявку на овладение будущим, открыв звездную эпоху. Так что те, кто не успеет к ней присоединиться или как минимум стать полезным попутчиком, рискуют в конце маршрута или вовсе остаться без билета, или заплатить за него слишком большую цену.

Загрузка