Венерическое завоевание

Японцы запустили к Венере исследовательский аппарат и «космическую яхту»

В пятницу был запущен «Акацуки» — первый в истории Японии исследовательский аппарат, предназначенный для изучения Венеры. Параллельно к этой планете попробует добраться «Икар» — «космическая яхта», которая будет двигаться за счет давления солнечного излучения на 20-метровый парус.

В 01.58 мск с космодрома Такэносима, который расположен на юге Японии, стартовала ракета-носитель H-IIA. К настоящему моменту она уже вывела в космос исследовательский аппарат «Акацуки» и космический парусник «Икар».

Слово «Акацуки» в переводе с японского означает «утренняя заря». Такое название аппарат получил неспроста, ведь его конечная цель — Венера, а при наблюдениях с Земли эта планета находится недалеко от Солнца и видна или вечером после заката, или утром во время предрассветной зари.

Венера является второй по счету планетой от Солнца и ближайшей соседкой нашей Земли.

Помимо соседства эти две планеты многое объединяет.

Например, почти одинаковый размер: радиус Венеры составляет порядка 6050 км, а радиус Земли 6370 км. Кроме того, обе планеты получают приблизительно одинаковое количество тепла от Солнца (несмотря на то что Венера находится ближе к нему, у нее очень большое альбедо, то есть отражательная способность). Но если при этом на Земле очень комфортные условия для жизни, то на Венере присутствует ужасающей силы парниковый эффект: очень высокая (400–500 градусов по Цельсию) температура поверхности и большое давление.

За полгода «Акацуки» долетит до Венеры, после чего как минимум на два года станет ее искусственным спутником, вращаясь по вытянутой орбите. Другое название этого аппарата — PLANET-C. Руководители проекта подчеркивают, что это японская орбитальная миссия по изучению климата на Венере. Аппарат должен с разных высот над поверхностью планеты (от нескольких сотен до нескольких тысяч километров) изучать облака над поверхностью Венеры (а они состоят, как известно, большей частью из серной кислоты) и прочие атмосферные образования с помощью четырех камер, работающих в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах. Еще одна специальная камера, работающая в скоростном режиме, предназначена для обнаружения молний.

По замыслу ученых, постоянные наблюдения позволят аппарату собрать огромное количество данных о динамике атмосферы Венеры.

Еще одна задача «Акацуки» заключается в мониторинге поверхности планеты, что необходимо для обнаружения возможных мест посадки будущих миссий. Кроме того, в научной программе значатся наблюдения за «зодиакальным светом» (это свечение, которое можно наблюдать на Земле, и оно, вероятно, представляет собой рассеяние солнечного света на линзообразном скоплении частиц пыли, которое лежит в плоскости эклиптики.

Кроме того, «Акацуки» будет работать совместно с аппаратом Европейского космического агентства (ESA) Venus Express, предназначенным для изучения атмосферы, плазменной среды и поверхности Венеры.

Данные с японского аппарата, возможно, позволят ученым получить ответ на вопрос, есть ли все-таки вулканы на Венере.

Признак их существования был получен не так давно как раз с Venus Express.

Помимо «Акацуки» ракета-носитель H-IIA вывела на орбиту и еще один аппарат — «Икар». Он является экспериментальным и может стать первым в истории человечества космическим спутником, который будет перемещаться за счет давления солнечного света на специальный «солнечный парус».

Подобный эксперимент, который назывался Cosmos-1, несколько раз пыталась провести Россия, но две попытки его запуска, в 2001 и 2005 годах, закончились неудачей. Теперь за дело взялись японцы. Потратив порядка 15 млн долларов, они построили аппарат, который летит к Венере вслед за «Акацуки».

В течение нескольких недель «Икар» должен развернуть гигантский солнечный парус, длина которого по диагонали составляет 20 метров, а толщина равна всего 0,0075 мм.

Задача-минимум состоит в том, чтобы аппарат благополучно смог развернуть парус и начать использовать давление солнечного света. Полным успехом миссии будет считаться, если «Икар» сможет достичь Венеры и работать в качестве помощника «Акацуки».

В любом случае в планах японцев запуск в конце 2010 года еще одной «космической яхты», с солнечным парусом размером около 50 метров. Аппарат полетит в сторону от Солнца, что облегчает перемещение за счет давления солнечного света, и отправится в окрестности Юпитера и астероидов из группы троянцев.