Рис против пьянства

Алкогольная реакция покраснения у азиатов вызвана употреблением риса

Алкогольная реакция покраснения, которая свойственна почти половине жителей Китая, может быть следствием употребления в пищу риса, который 7―10 тысяч лет назад вызвал соответствующую мутацию гена.

Порядка 50% населения в азиатских странах обладают интересной особенностью организма, которая не помешала бы многим жителям нашей страны: стоит человеку выпить немного алкоголя, как тут же его кожа начинает краснеть, увеличивается пульс, резко скачет давление, наступают приступы удушья, появляются головные боли и другие неприятные симптомы. Такое поведение организма вряд ли будет способствовать желанию много пить. Именно поэтому многие жители Азии ведут здоровый образ жизни и не испытывают по этому поводу никакого дискомфорта.

Эта реакция организма носит официальное медицинское название «алкогольная реакция покраснения».

Она проявляется у тех людей, у которых произошла особая мутация альдегиддегидрогеназы (ADH1B*47His) ― одного из ферментов, которые метаболизирует (разрушают) алкоголь в печени.

Исследователей давно занимал вопрос, чем была вызвана эта мутация и почему она наиболее ярко выражена именно в азиатских странах. Группа азиатских ученых во главе с Бин Сю из Китайской академии наук провела генетические исследования 38 этнических групп населения Китая по всей стране, включая титульную китайскую нацию хань и тибетские группы. В общей сложности был изучен генетический материал 2245 человек.

В результате исследователям удалось установить, что искомая мутация появилась 7―10 тысяч лет назад.

Работа ученых опубликована в BMC Evolutionary Biology.

Изучив географическое распределение содержания «антиалкогольной» аллели альдегиддегидрогеназы ADH1B*47His, ученые обнаружили, что оно хорошо совпадает с данными историков и археологов о том, когда и в каких областях стала возникать культура выращивания и употребления риса. Такое совпадение, по мнению Юин Сю и его коллег, может означать, что

именно употребление риса привело к появлению алкогольной реакции покраснения у жителей Азии.

«Это яркий пример того, как происходит генетическая адаптация человека к изменениям в сельском хозяйстве и питании в период неолита», ― утверждает Бин Сю.

В работе также приводятся рассуждения ученых о том, каким именно образом рис мог вызвать появление «антиалкогольной» аллели. Ученые считают, что им удалось получить лишнее подтверждение того, что рис по праву стал основной зерновой культурой в Китае и близлежащих странах.

Ну а всем жителям России и других стран, у которых отсутствует мутация альдегиддегидрогеназы, остается только пожелать сохранять меру при употреблении спиртных напитков.