Плацебо вместо морфина

Эффект плацебо действительно снижает активность нервных клеток в мозгу у человека. Это удалось установить немецким ученым, которые использовали новейшие достижения техники в изучении центральной нервной системы человека.

В современной медицине давно и активно используется так называемый эффект плацебо — психофизический эффект, основанный на методе внушения. Плацебо представляет собой инертное вещество, которое используется в качестве лечебного средства, но не имеет в своем составе никаких химических соединений, оказывающих воздействие на физиологию больного. Но из-за того, что пациент, глотая таблетку или посещая определенные процедуры, бессознательно ожидает положительного результата, зачастую этот результат действительно приходит.

Происхождение слова «плацебо» связано с латинским псалмом Placebo Domino in regione vivorum, что в церковнославянском переводе означает «Благоугожду пред Господом во стране живых». Самое главное в использовании плацебо — это мобилизовать пациента, заставить его поверить в то, что предпринимаемые меры по его излечению дадут ожидаемый эффект.

Очевидно, что из этого и следует религиозное происхождение этого слова.

Примером действия эффекта плацебо является детский сироп от простуды Calpol, который содержит малое количество парацетамола, но много сахара. Хорошо известно, что больные раком, которые имеют веру в то, что смогут излечиться от него, имеют лучшие показатели по избавлению от этой болезни, чем больные, слабые духом и не верящие в излечение. Кроме того, можно отметить эффект опьянения, который иногда наступает у некоторых людей, которые, думая, что пьют алкоголь, на деле употребляют напиток с ничтожно малым количеством спирта.

Механизм плацебо-эффекта досконально не известен, и с целью его изучения сотрудники Медицинского центра при Гамбургском университете провели достаточно интересное исследование. Результаты их работы опубликованы в журнале Science.

Для того чтобы узнать, какое влияние оказывает плацебо на физиологию человека, ученые провели серию экспериментов с участием 15 добровольцев.

Каждый из них получал небольшой «укол» лазером в руку, после чего «пострадавшая» рука обрабатывалась плацебо — кремом, который не оказывает никакого физиологического воздействия. Одним участникам эксперимента было объявлено, что они получили лечебный крем, а другим — простой крем без обезболивающего эффекта. После этого с использованием новейших разработок компьютерных методов изучения нервной системы, была проведена магнитно-резонансная томография (МРТ) спинного мозга каждого из участников.

25% участников эксперимента, которые полагали, что получали лечебный крем, отмечали эффект действия лекарства, которого по химическим свойствам быть не могло.

При этом данные МРТ показали, что активность нейронов в части спинного мозга (а следовательно, и болевые ощущения) была меньше у тех людей, кто полагал, что принимает лекарство. Прямого свидетельства этого процесса ранее получено не было, и таким образом работа немецких ученых дала очень важный результат для медицины.

Не так давно было доказано, что эффект плацебо приводит к выработке природных опиоидов в областях мозга, отвечающих за контроль. Но не было известно, появлялись ли эти опиоиды в результате ожидания эффекта от приема лекарства или же являлись следствием реакции людей на боль.

«Мы показали, что в случае плацебо психологические факторы могут влиять на работу центральной нервной системы подобно таким наркотикам, как морфин», — считает ведущий автор работы, Фальк Эйпперт.