Полный энциклопедический абзац

«Большая астрономическая энциклопедия» получила премию «Полный абзац»

Чудо-книга «Большая астрономическая энциклопедия» издательства «ЭКСМО», о которой «Газета.Ru» написала год назад, стала лауреатом антипремии «Полный абзац». За полное попрание всех норм книгоиздания.

«11 марта издательский дом «Книжное обозрение» совместно с генеральной дирекцией книжных выставок и ярмарок назвали победителей 9-й антипремии «Абзац», которая присуждается за самые сомнительные достижения в области книгоиздательского дела», – говорится в пресс-релизе организаторов антипремии.

Во Всемирный год астрономии издательский дом «Книжное обозрение» присудил изъятой из магазинов книге «Большая астрономическая энциклопедия» главный приз – «Полный абзац».

Почтенное жюри не смогло пройти мимо неведомых профессиональным астрономам терминов вроде «полуширина кривопропускания», «радиационные дисконты» и иных открытий, которые готовят читателям 600-страничного тома его авторы. Вроде возникновения нашей Галактики после гибели динозавров, наличия массы и полюсов у созвездий и других перлов, щедро разбросанных среди 25 тысяч словарных статей.

Путь «Большой астрономической энциклопедии» к вершине начался чуть более года назад, за пару недель до вручения прошлогодней антипремии.

В конце февраля сотрудники Планетария Культурного центра Вооружённых сил Лариса Панина и Елена Заславская опубликовали «письмо гнева», в котором попытались привлечь внимание рунета к набору мусора, опубликованному под видом серьёзной специальной энциклопедии.

Письмо быстро разбежалось по блогам, а «Газета.Ru» опубликовала статью «Астрономия своими руками» со своим рейтингом безумств чудо-книги. Его лидером стало определение фазового угла, от цитирования которого очень трудно удержаться и на этот раз: «Фазовый угол – угол, который расположен на расстоянии от Солнца до Луны, а также от Луны до Земли».

Немного поковырявшись в выходных данных, мы тогда выяснили, что у научной энциклопедии нет ни научного редактора, ни хоть единого профессионального астронома в числе авторов. Зато авторский коллектив прежде отметился написанием книг по ремонту сантехники и справочника по токарным станкам; сколько оторванных человеческих пальцев на совести авторов этого справочника, мы не знаем.

Попытки добиться ответа от авторов и издателя поначалу не увенчались успехом, но уже через день в редакцию «Газеты.Ru» поступил ответ «ЭКСМО», в котором издательство частично согласилось с критикой и пообещало вернуть купившим книгу читателям деньги. По уверению издательства, отозванный из магазинов тираж уничтожен, книга – «направлена на доработку».

Насколько нам известно, это первый подобный случай в истории отечественного книгоиздания.

Впрочем, инициаторов протеста против «Большой астрономической энциклопедии» ответ издателя тогда не удовлетворил. Издание по-прежнему можно было заметить в московских книжных магазинах.

Спустя год найти книгу удаётся лишь на сайтах некоторых интернет-магазинов, которые, видимо, просто не успели обновить свои страницы (такое с интернет-магазинами случается). Ну а среди астрономов – как профессионалов, так и любителей – книга обрела известную популярность. Увидев «Большую астрономическую энциклопедию» на полке, мало кто может удержаться от желания поржать над её страницами.