Неандертальцы перемудрили антропологов

Орудия труда неандертальцев не уступали кроманьонским

Неандертальцы были не тупее наших предков, а некоторые их умения оказались едва под силу современным антропологам. Учёным понадобилось три года, чтобы освоить технику изготовления орудий труда неандертальцев и выяснить, что их инструментарий был не хуже современного, а делать его было проще.

В последнее время археологи все ближе и ближе подходят к осознанию того факта, что причиной вымирания неандертальцев были вовсе не их скромные, в сравнении с человеком разумным, умственные возможности. Например, недавно ученые установили, что неандертальцы обладали способностями к охоте и общению, сопоставимыми со способностями человека современного типа.

Теперь, опираясь на экспериментальные данные о свойствах каменных орудий, которые создавали неандертальцы и наши предки, ученые из Великобритании и США пришли к выводу о том, что

на практике орудия человека современного типа не имели особых преимуществ перед аналогичными приспособлениями, которые использовали неандертальцы.

По крайней мере, так получается, если их создают и пытаются применить отравленные цивилизацией представители рода Homo sapiens из университетов Эксетера и Техаса.

По словам Метина Эрена, опубликовавшего с коллегами статью о сравнительных характеристиках каменных орудий в Journal of Human Evolution, считавшиеся ранее более эффективными орудия человека разумного в действительности не слишком способствовали решению бытовых проблем наших предков.

До последнего времени в археологии было принято считать переход от орудий дисковидной формы, которые создавали неандертальцы и первые люди современного типа в среднем палеолите, к более удлиненным орудиям в верхнем палеолите неоспоримым свидетельством прогресса. По умолчанию предполагалось, что орудия, у которых длина более чем в два раза превосходит ширину, более удобны в обращении и дают определенные преимущества их обладателям. А способность мастерить более «совершенные» орудия, по мнению ученых, неопровержимо свидетельствует об умственном превосходстве одного вида над другим.

Эрен и его коллеги решили применить для проверки этого постулата методы экспериментальной археологии. Три года они осваивали технику леваллуа, или пластинчатого скалывания, которую применяли наши предки – прямые и двоюродные, если так можно выразиться о неандертальцах, – для создания своего инструментария. И лишь освоив леваллуа, учёные смогли создать орудия, максимально приближенные к тем, которые были в ходу у древних обитателей Европы в среднем и верхнем палеолите.

Скалывая пластины с кусков породы в лабораторных условиях, исследователи стремились воссоздать древние орудия двух типов: дисковидные орудия среднего палеолита и удлиненные орудия верхнего палеолита. При этом они учитывали число созданных орудий, количество режущих кромок на них, эффективность использования сырья и возможный срок службы каменных изделий.

При анализе результатов превосходство орудий позднего палеолита статистически подтвердить не удалось.

Более того, по мнению исследователей, которые оценивали в большей степени процесс создания орудий, а не конечный результат, отдельные параметры позволяют считать орудия неандертальцев более эффективными, чем орудия человека разумного. Во всяком случае на их изготовление уходит меньше исходного сырья, они меньше ломаются и обладают большей поверхностью режущих кромок на единицу веса. Впрочем, Эрен не исключает эффективности использования удлиненных орудий в качестве наконечников для копья или метательного снаряда.

Homo neanderthalensis, вымерший около 30 или 26 тысяч лет тому назад, сосуществовал на территории Европы с людьми современного анатомического типа по меньшей мере в течение 10 тысяч лет. В вымирании неандертальцев пробовали обвинять резкое похолодание, но гипотеза о том, что наши сородичи не смогли справиться с низкотемпературным режимом в Европе, не подтвердилась.

Другое объяснение предполагает участие наших более продвинутых во всех отношениях предков, которые просто вытеснили несовершенных неандертальцев. Однако проведенные в последнее время многочисленные работы поставили под сомнение некоторые аспекты «отсталости» человека неандертальского. Выяснилось, что неандертальцы были вполне состоятельными охотниками, не уступающими человеку современного типа. Возможно, они даже могли общаться между собой не менее успешно, чем Homo sapiens, хотя строение их голосового аппарата затрудняло произнесение внятных звуков.

Исследователи, опубликовавшие данные о сравнительных характеристиках древних каменных орудий в Journal of Human Evolution, полагают, что

и разум неандертальцев не уступал по качеству разуму человека разумного.

Предположения Эрена и его коллег кажутся вполне справедливыми, если не учитывать тот факт, что в XXI веке человек разумный умудрился каким-то образом утратить способность эффективно оперировать каменными орудиями и деградировать в этом отношении до уровня неандертальца.

Возможно, именно поэтому мы не в состоянии оценить те преимущества, которые получили наши предки, предпочитавшие разгуливать с удлиненными «ножами», а не с непонятыми дисковидными камнями, пусть даже и заточенными по всему периметру. Хотя, по мнению авторов последней работы, приверженность к удлиненным орудиям могла быть всего лишь чем-то вроде клановой идентификации, позволявшей людям разумным отличаться от «диких неандертальцев».