В неолите молоко не пахло

Люди начали пить коровье молоко прежде козьего

Нашим далёким предкам козье молоко тоже было менее симпатично, чем коровье. Изотопный анализ остатков ёмкостей показал, что народы, разводившие коров, начали пить молоко почти 9 тысяч лет назад. Те, кому достались козы и овцы, в это время продолжали получать жиры из мяса и сала.

Разведение крупного рогатого скота, коз и овец на Ближнем Востоке практиковалось человеком уже в восьмом тысячелетии до нашей эры. Эти животные могли обеспечивать людей не только легкодоступным мясом и шкурами, но и такими полезными «побочными продуктами», как молоко и шерсть, и даже тягловой силой. Тем не менее, люди далеко не сразу оценили те дополнительные возможности, которые им давало разведение коров и коз.

Начало использования молока, шерсти и тягловой силы – то есть всего того, что можно получить от животных, не убивая их, считается важным этапом в истории одомашнивания скота. До сих пор у специалистов не было единого мнения о том, сколько времени потребовалось человеку, чтобы осознать дополнительные преимущества, которые сопутствуют разведению домашних животных. Часть исследователей полагала, что это случилось практически сразу после того, как люди одомашнили животных. Другие говорили о том, что на начальном этапе люди разводили домашний скот лишь в качестве источника мяса и шкур.

Если учитывать явные доказательства начала использования «побочных продуктов», к которым относятся изображения повозок, плугов, а также процесса доения, «революция» произошла в конце пятого – четвертом тысячелетии до нашей эры, то есть спустя несколько тысяч лет после одомашнивания скота на Ближнем Востоке и в Европе. Крупный рогатый скот привлекался для перевозок тяжестей и обработки земли, а в хозяйстве использовалась шерсть мелкого домашнего скота.

Чтобы доказать использование «побочных продуктов животноводства» до 4-го тысячелетия нашей эры, исследователи рассматривали костные останки, и с их помощью пытались определить, в каком возрасте и каком состоянии были убиты животные. Это, косвенным образом, могло показать, для чего их разводили и в каких условия содержали.

До недавнего времени оставалось загадкой, где и когда человек начал использовать молоко домашних животных. Эту задачу попытался решить Ричард Эвершед из британского Бристольского университета и его коллеги. Их работа принята к публикации в Nature.

Определение изотопного состава углерода жиров, сохранившихся в порах керамической посуды, помогло установить, что

население северо-западной части Анатолии активно использовало в хозяйстве коровье молоко крупного рогатого скота уже в 7-м тысячелетии до нашей эры.

Несколько лет назад с помощью того же метода исследователи выяснили, что на территории Британии молоко употребляли в 4-м тысячелетии до н.э., а в 6-м тысячелетии до н.э. оно уже присутствовало в рационе населения, обитавшего на территории Восточной Европы.

В последней работе ученые исследовали остатки жиров в порах 2225 неглазированных керамических сосудов из Европы и Ближнего Востока. Для анализа они отобрали датированные керамические изделия из 23 мест обитания в шести регионах.

Для того, чтобы определить тип жира, впитавшегося в поры горшков несколько тысяч лет назад, из сколов весом около 3 грамм исследователи экстрагировали жирные кислоты. Затем они определили состав кислот с помощью хроматографии, и изучили изотопный состав (δ13C, или отношение изотопов 13C/12C) углерода, входящего в состав насыщенных жирных кислот с 18-ю и 16-ю атомами углерода в цепочке. Рассчитав разницу изотопного состава для этих кислот, исследователи смогли определить, что

наибольшее количество молочного жира (по сравнению с животным) впиталось в поры керамики из северо-западной части Анатолии.

Посуда из других регионов также демонстрирует содержание молочного жира, но в Центральной, Юго-Восточной Анатолии и Леванте в порах керамической утвари преобладают жиры, добытые из мяса животных, а посуда из Греции и Юго-Восточной Европы свидетельствует о широком использовании свиного сала.

Данные изотопного анализа подтверждаются и находками костных останков домашних животных. Они показывают, что обитатели побережья Мраморного моря употребляли молоко коров. Местные условия, для которых характерны обильные дожди и большое количество зеленых лугов, благоприятствовали разведению именно крупного рогатого скота.

А вот обитатели других регионов, где разводили больше коз и овец, с меньшей охотой переходили на молоко.

Видимо, специфический запах козьего молока и нашим далёким предкам был менее приятен, чем запах молока коровьего.

Как объяснил автор исследования в интервью National Geographic, по-видимому, массовое потребление молока сопровождалось производством молочных продуктов, так как исследованная ими посуда удобна для заквашивания и приготовления масла и сыров.

Этого же мнения придерживается Йоахим Бургер из Археологического института при Университете имени Гутенберга в германском Майнце. Его собственные работы свидетельствуют о том, из-за отсутствия фермента, расщепляющего лактозу у взрослых, в 7-м тысячелетии до н.э. человек не мог пить молоко прирученных им животных. Употребление цельного молока распространилось лишь в 3-4 тысячелетии до н.э., когда возросла доля людей, обладающих геном, ответственным за расщепление лактозы.