Парад депрессивных генов

Кроме указанных исследований генетической природы депрессии, стоит указать еще несколько научных проектов, претендовавших в разное время на то, что они нашли гены, определяющие это психическое расстройство.

В 2002 году американские ученые из Питтсбургского университета выявили связь между тяжелой хронической депрессией с нарушениями настроения и специфической зоной под названием 2q33-35 в хромосоме 2. Указанная зона составляет лишь 0,01 % генома человека, но содержит в себе 8 генов, среди которых один - CREB1, скорее всего, отвечает за изменения настроения, наблюдаемые у людей с депрессивным синдромом. Дело в том, что этот под контролем этого гена происходит производство протеина CREB, который, в свою очередь, взаимодействует c другими генами, связанных с активностью ЦНС. Так или иначе, но у людей, страдавших тяжелой формой депрессии, ген CREB1 приобретал некие изменения.

На следующий год ученые из Калифорнийского университета под руководством Джона Келсо заявили, что нашли ген, также ответственный за появление маниакально-депрессивного синдрома.

По мнению Келсо, определенная мутация гена GRK3 может приводить к возникновению депрессии. Фактически ген отвечает за чувствительность клеток мозга к импульсам, которые передаются между нейронами. В случае мутации GRK3 клетки развивают гиперчувствительность, вгоняющую человека в состоянии психического расстройства.
В ходе исследования ученые обследовали более 300 семей, в которых родители страдали от депрессий. В результате американцы пришли к выводу, что, если ребенок определенным образом наследует мутировавший ген, то следует ожидать, что и он заболеет.

Впрочем, Келсо отметил, что GRK3 далеко не единственный ген, отвечающий за возникновение и развитие болезни, ведь его ведет лишь к 3 % случаев болезни.

С результатами исследования можно ознакомиться в журнале Molecular Psychiatry.

В 2006 году европейские ученые также внесли свой вклад в развитие генной теории происхождения депрессии. Специалисты из швейцарского Фрибурга и университета Луи Пастера, Франция, также обнаружили ген, имеющий отношение к чувству голода. Правда, уточнили биохимики под руководством Урса Ольбрехта и Этьенна Шолле, нарушение работы гена Per-2, приводит не только к расстройствам питания (анорексия, булимия), но также рассказывает о синхронизации внутренних биологических часов человека. В свою очередь, знания о чувстве времени, а также о контроле за приемом пищи и сном может положительно сказаться на разработке новых методов терапий пациентов, у которых клиническая картина депрессии связана именно с нарушениями питания и сна.