Куликово поле растворило погибших

Обнаружены следы захоронений на Куликовом поле

Археологи нашли разгадку тайны Куликова поля. Долгое время отсутствие захоронений павших в 1380 году воинов служило поводом для различного рода спекуляций. Но, судя по всему, захоронения не могли найти потому, что тела погибших закопали прямо в чернозем.

Долгое время одно из самых «раскрученных» событий российской истории — Куликовская битва 1380 года — давала больше вопросов, чем ответов. Главная загадка — отсутствие захоронений на месте сражения. Этот факт породил множество невероятных гипотез и околоисторических спекуляций, начиная с отрицания самого факта этого исторического события и кончая утверждением, что битва происходила непосредственно перед стенами московского Кремля.

Использование современных физических приборов позволило предложить возможное объяснение наблюдаемого парадокса.

Полевые исследования комплексной археологической экспедиции (в состав участников вошли Фонд подводных археологических исследований им. В. Д. Блаватского, Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН им. Н. В. Пушкова (ИЗМИРАН), Всесоюзный научно-исследовательский институт строительного механизированного инструмента (ВНИИСМИ), Государственный музей-заповедник «Куликово поле») весной 2006 года прошли на выведенной из землепользования западной части Куликова поля.

Этот участок археологи обследовали новым прибором — георадаром «Лоза». Прибор создан специалистами ИЗМИРАН и ВНИИСМИ. По глубине зондирования и разрешающей способности (возможности выявления подземных неоднородностей) георадар считается лучшим в мире. Ранее попытки использовать георадары для поиска захоронений на Куликовом поле предпринимались неоднократно, но без каких-либо значимых результатов.

Однако работа с новым прибором принесла свои плоды.

После проведенной 29 апреля — 7 мая 2006 года планомерной съемки западной части Куликова поля археологи выявили шесть объектов, расположенных с запада на восток с интервалом 100–120 м. По версии ученых, это и есть захоронения погибших в Куликовской битве.

Историки предложили удовлетворяющую версию событий и проверили ее при помощи судмедэкспертов. Как считают специалисты, после битвы тела погибших закапывались на небольшую глубину — на толщину слоя чернозема, поскольку ниже расположены пласты плотной материковой глины, трудно поддающиеся лопате. Особенно если учесть тот исторический факт, что в то время использовались деревянные лопаты с металлической окантовкой.

Кроме того, выжившие находились в состоянии крайнего утомления, а хоронить пришлось очень многих (число павших с обеих сторон оценивается примерно в 200 тысяч человек).

Чернозем обладает повышенной химической активностью и под действием осадков практически полностью деструктурирует тела погибших, включая кости (обычно захоронения осуществляются на бóльшую глубину, из-за чего тело укрывается водоупорным слоем глины).

Чтобы проверить эту версию, археологи взяли пробы грунта из обнаруженных объектов и передали их судмедэкспертам. В отделе судебно-медицинской идентификации личности ФГУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Росздрава» пробы исследовали и пришли к заключению, что в них содержится прах, подобный тому, который содержится в захоронениях с полным деструктурированием тел.

Эксперты не смогли установить, является ли прах в пробах останками человека или животного. Для этого требуются масштабные раскопки и поиск фрагментов костного материала. Однако в любом случае при помощи нового прибора и судебной экспертизы удалось дать непротиворечивое объяснение загадке Куликова поля.