Чем толще, тем тупее

Толстые люди склонны к слабоумию

Люди с избыточным весом рискуют не только своим здоровьем, но и разумом. Абсолютно здоровые, но полные люди средних лет намного рассеяннее и слабоумнее таких же здоровых, но худых соотечественников, гласит новое исследование французских врачей.

Люди с избыточным весом рискуют не только своим здоровьем, но и своим умом. Как сообщает Reuters, к такому выводу группа французских ученых, результаты многолетних исследований которых опубликованы в американском медицинском журнале Neurology в номере от 10 октября.

Группа исследователей из госпиталя при университете Тулузы под руководством Максима Курно наблюдала с 1996 года за 2223 здоровыми французами в возрасте от 32 до 62 лет. Тогда, 10 лет назад, все эти люди прошли набор стандартных конгитивных тестов — испытаний на способности к запоминанию, вниманию и обучению. Тот же набор тестов предложили указанной выборке и пять лет спустя.

Выяснилось, что результаты испытуемых с повышенным индексом массы тела оказались ниже тех, у кого этот индекс был в норме. Причем остальные показатели по здоровью оказались одинаковы.

Причины этого ученые видят, в частности, в том, что «гормон голода» — лептин, вырабатываемый жировыми клетками, вероятно, играет свою роль во влияющих на память и умственные способности процессах. Лептин синтезируется клетками жировой ткани, и его низкий уровень в организме (например, из-за мутации определенного гена) вызывает постоянное чувство голода и приводит к ожирению.

Среди прочих причин развития слабоумия у полных людей исследователи называют утолщение и отвердевание стенок кровеносных сосудов, снабжающих кровью мозг. Помимо этого, негативно на деятельности мозга может сказываться диабет. Либо вызывая сосудистые заболевания, либо за счет вредного воздействия, которое оказывает инсулин на клетки головного мозга.

В 2006 году появилось еще одно исследование, посвященное биохимии лептина. Результаты исследования, проведенного на мышах в Saban Research Institute (Лос-Анджелес), указывают на то, что, кроме регуляции чувства голода, этот гормон предотвращает развитие у подопытных животных состояния, аналогичного человеческой депрессии, сообщает издание «Коммерческая биотехнология».

Статья группы под руководством Синь-Юнь Лу «Лептин: Потенциальный новый антидепрессант» опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences за 19 января 2006 года.

Для проверки гипотезы о влиянии лептина на эмоциональное состояние биохимики провели ряд опытов. Сначала исследователи подвергали мышей различным стрессовым воздействиям: электрическому шоку, погружению в воду, ограничениям рациона, содержанию по одиночке и в перенаселенных клетках. Во всех случаях в организме животных происходило понижение уровня лептина, что свидетельствовал о его связи с состоянием стресса.

В другом тесте мышей заставляли проплывать длинные дистанции. Такая ситуация вызывает состояние безнадежности, сходное с состоянием депрессии у людей. Животные, которым предварительно вводили лептин, были менее склонны впадать в отчаянье и отказываться от попыток доплыть до суши.

Следующим шагом должно стать получение доказательства того, что лептин способен облегчать депрессивные состояния у людей. Если это так, ученые получат антидепрессант с очень приятным побочным эффектом — снижением веса. Однако исследование французов указывает на то, что возможным побочным эффектом этого антидепрессанта может стать слабоумие.

Впрочем, жители цивилизованных стран вряд ли обратят внимание на подобный эффект. За последние годы они настолько растолстели, что, если верить французским ученым, стали слабоумными и без антидепрессанта.