Крошечные морские рачки — криль — могут стать причиной возникновения вихревых потоков и бурь в океане. Cогласно результатам опубликованного в последнем номере Science исследования канадских ученых, массовое синхронное движение этих существ способно буквально взболтать море и превратить его в подобие джакузи.
Миллиарды крошечных пловцов дневное время проводят на безопасной глубине около 100 метров, а с приходом ночи поднимаются в поисках пищи к богатой водорослями поверхности, работая как гигантский миксер.
Хотя размер каждого рачка сам по себе ничтожен, в океане их проживает огромное количество, приблизительно равное по массе всем животным белкам, ежегодно потребляемым человечеством. Совокупный вес только антарктического криля оценивается в 50–150 млн тонн.
Как показало исследование, которое возглавил Эрик Кунце из Университета Виктории, ночные скитания криля сильно увеличивают масштаб смешивания холодных глубоких и теплых поверхностных вод (особенно прибрежных).
Кроме морской турбулентности ежедневные миграции криля могут оказывать и ранее недооценивавшийся эффект на изменения климата.
Следствием бурного перемешивания вод, усугубляемого ветром и другими физическими силами, становится распространение питательных веществ, жизненно важных для функционирования морских экосистем. А также обмен температурой и газами, в том числе углекислым, между атмосферой и водой.
В рамках исследования специалисты в течение нескольких дней проследили за жизнью и ночными «прогулками» разновидности криля Euphausia pacifica в узком морском заливе Саанич типа фьорда на юге канадской провинции Британская Колумбия. E. pacifica — один из самых распространенный видов криля на северо-востоке Тихого океана. Его концентрация здесь может достигать 10 тыс. особей на кубический метр. Размер каждой особи — около сантиметра в длину.
«Я был настроен скептически и ни в какую биотурбулентность не верил», — признается Кунце. Тем удивительнее оказалась действительность.
Ученые, пользуясь приборами, измеряющими силу трения в жидкости, температуру и проводимость в микромасштабе, обнаружили, что уровень турбулентности от быстрого подъема криля возрастает в 10 тыс. раз или на три-четыре порядка, несмотря на то что его пик продолжается не больше 15 минут.
Скорость восходящего движения ракообразных достигает 5 сантиметров в секунду. Из-за того что они держатся вместе, как косяк рыбы, и двигаются синхронно, коллективно производимая энергия сопоставима с приливно-отливными каналами.
Интересно, что буря, постоянно организуемая крилем в южных морях, выносит к поверхности и множество питательных веществ, которые способствуют росту фитопланктона — главной пищи криля. Так что криль, по сути дела, питается плодами собственных усилий и ведет своего рода сельское хозяйство.
Исследователи планируют продолжить изучение криля и выяснить последствия биологически обусловленной турбулентности. Как предполагает Кунце, свою лепту в образование бурь могут вносить и другие морские обитатели — сельди, анчоусы, сардины и кальмары.