Галактическая контрацепция

Черные дыры в центрах крупных галактик мешают формированию звезд

Чёрные дыры из центров галактик оказались чем-то вроде контрацептивов космического масштаба — достигнув определённого размера, они начинают мешать формированию новых звезд. Более того, центральные чёрные дыры даже тормозят развитие галактик в целом.

Черные дыры, которые находятся в центрах крупных галактик, мешают формированию звезд и даже тормозят развитие галактик. К такому выводу пришла международная команда астрономов после изучения полученных спутником GALEX данных. Этот аппарат идеально подходит для поиска новых звезд: его УФ- детекторы способны «поймать» ультрафиолетовое излучение даже от небольшого количества молодых звезд в галактике. Материалы исследований астрономы представили в выпуске Nature от 24 августа.

Орбитальная обсерватория GALEX за первые 29 месяцев своей работы изучила около 800 галактик разного размера и обнаружила интересную закономерность: чем больше галактика, тем меньше в ней молодых звезд. Судя по всему, за это «ответственны» сверхмассивные черные дыры, расположенные в ядрах галактик, предполагают авторы работы.

«Супермассивные черные дыры в этих гигантских галактиках создают недружественные условия для формирования звезд, — сказал ведущий автор, доктор Сукйонг И из Университета Йонсэй (Yonsei University) в Сеуле, Южная Корея, — если вам нужно увидеть много молодых звезд, обратите свое внимание на галактики поменьше».

И с сотрудниками установили: как только черная дыра в центре галактики достигает определенной относительной величины, рождение новых звезд становится затруднительным или вовсе невозможным. Соответственно, черная дыра тормозит развитие и самой галактики.

Специалисты предлагают два сценария, объясняющих наблюдаемый эффект. Согласно первому, джеты (выбросы) вещества с полюсов черной дыры просто уносят «строительный материал» из центра галактики, где обычно формируются звезды. Согласно второму, падающий на черную дыру газ повышает температуру центра галактики выше отметки, до которой возможно формирование звезд.

Следует отметить, что до эры внеатмосферной астрономии подобные открытия были бы невозможны: озоновый слой задерживает большинство ультрафиолета, приходящего на Землю. Для изучения УФ-картины неба без помех и создан спутник GALEX.

Аппарат GALEX (Galaxy Evolution Explorer — Исследователь Эволюции Галактик), запущенный NASA в 2003 году, интересен и с точки зрения развития космонавтики. Дело в том, что его запустили не с земного космодрома, не при помощи космического челнока и даже не по программе «Морской старт» с плавучего космодрома.

Аппарат запущен с… самолета.

Спутник разрабатывался под запуск ракетой Pegasus XL. Эта трехступенчатая крылатая ракета подвешивается под фюзеляжем самолета L-1011 Stargazer, который поднимает ее на высоту 11900 метров над Землей, где и сбрасывает. Одновременно запускаются двигатели первой — крылатой — ступени, которая поднимает ракету еще выше над Землей, откуда и начинается вывод на орбиту, которая проходит в 690 километрах над поверхностью Земли. Видео запуска GALEX можно увидеть здесь.