Венера открыла глаза

Venus Express обнаружил на Южном полюсе Венеры двойной вихрь

Venus Express зафиксировал на Южном полюсе странный двойной вихрь. Теоретики ожидали наличие вихря на полюсах планеты, однако почему вихрь двойной, пока понять не могут. Тем временем зонд уже вышел на расчетную орбиту и начал основную программу исследований.

Межпланетный зонд Venus Express обнаружил на Южном полюсе Венеры странный двуглазый вихрь. Вихрь разглядели еще во время первого витка аппарата вокруг планеты, однако официальное сообщение сделано только сейчас, после анализа снимков. Уже первый кадр, сделанный через сутки после захвата зонда Венерой, показал наличие темного вихря на Южном полюсе, о котором было известно еще со снимков Mariner 10 и Pioneer.

Во время прохождения первого же, самого долгого витка вокруг Венеры планету начали изучать с большого расстояния.
Спектрометр VIRTIS (Visible/near-infrared mapping spectrometer) сделал шесть снимков на протяжении шести дней:
<3>Склеенная из шести кадров анимационная картинка в ложных цветах показывает поведение вихря за неделю. На этих-то снимках и выяснилось, что вихрь на Южном полюсе Утренней звезды двойной.

Как известно, планета вращается медленнее своей атмосферы. Поэтому на поверхности на запад постоянно дуют сильнейшие ветра, которым для круговенерианского путешествия требуется всего четыре дня.

Это супервращение в совокупности с естественной циркуляцией теплого воздуха должно вызывать вихри на полюсах, однако почему вихрь на Южном полюсе оказался двойным, пока не может сказать никто.

«Мы еще очень мало знаем о механизмах, связывающих супервращение и полярные вихри», — сказал ученый из ЕКА Хакан Сведхем. «Атмосферные вихри — очень сложные структуры, даже земные вихри очень трудно моделировать. Но мы в начале пути и надеемся, что Venus Express разгадает эту и много других загадок Венеры», — добавил специалист.

Как подтвердил «Газете.Ru» Александр Родин из Института космических исследований, на Venus Express возлагаются большие надежды в изучении венерианской атмосферы, ведь адекватной модели процессов, происходящих в атмосфере второй планеты, до сих пор нет.

Помимо двойного вихря аппарат исследовал химический состав венерианской атмосферы, ученым удалось получить подтверждение того, что основная составляющая атмосферы — углекислый газ (CO2). Предполагалось, что излучение близкого Солнца в верхних слоях атмосферы расщепляет его на угарный газ СО и кислород. Наличие СО там, где он и ожидался, уже подтверждено зондом.

Аппарат создан Европейским космическим агентством. Venus Express стартовал с космодрома Байконур в ноябре 2005 года при помощи ракеты-носителя «Союз» и разгонного блока «Фрегат» и долетел до Венеры 11 апреля 2006 года. После 16 витков вокруг планеты 7 мая аппарат вышел на расчетную орбиту с апоцентром 66 тыс. км и перицентром 250 км. Исследовательская фаза работы станции началась 4 июня.

На борту Venus Express находится семь научных приборов, два из которых — планетарный фурье-спектрометр PFS и спектрометр для исследований характеристик Венеры SPICAV — созданы российскими учеными из Института космических исследований РАН.