Юпитер штормит

На Юпитере ожидается столкновение двух гигантских ураганов

Астрономы, занимающиеся изучением планет-гигантов, в предвкушении выдающегося события: скоро должны столкнуться два самых больших урагана в Солнечной системе. Дело происходит на первой по размерам планете нашей системы — Юпитере.

Первый из них, Большое красное пятно, — овальное образование изменяющихся размеров, расположенное в южной тропической зоне. Оно наблюдается сотни лет. В настоящее время оно имеет размеры 15х30 тыс. км (значительно больше размеров Земли). Век назад наблюдатели отмечали в два раза большие размеры пятна. Иногда оно бывает не очень четко видимым.

Большое красное пятно — это долгоживущий гигантский ураган (антициклон), вещество в котором вращается против часовой стрелки и совершает полный оборот за шесть земных суток. Скорость ветра в нем огромна и составляет около 560 км/ч.

Пятно характеризуется восходящими течениями в атмосфере. Облака в нем расположены выше, а температура их ниже, чем в соседних областях.

Второй ураган — Oval BA, который еще называют Красный-младший (Red Jr.). Это пятно сущствует всего шестой год и несколько меньше в размерах — «всего лишь» с Землю. Оно образовалось в результате слияния трех меньших циклонов. Первое время образовавшийся вихрь оставался белым. Затем, в ноябре 2005 года, цвет его изменился на бурый, а в феврале 2006 года он стал меняться на красный и совпал по цвету со своим большим собратом.

Используя данные снимков, сделанных космическим телескопом Hubble, ученые ожидают, что столкновение может произойти приблизительно 4 июля. Что произойдет при столкновении, переживет ли Red Jr. его, ответа пока нет.

«Поживем — увидим. Для этого нам и даны телескопы», — иронично отвечают астрономы NASA на вопросы журналистов

Атмосфера планет-гигантов по-прежнему представляет собой клубок неразгаданных загадок. Никто не знает, почему Красные пятна — красные. Возможно, ураган поднимает в верхние слои атмосферы вещества-хромофоры, которые под действием ультрафиолетового излучения меняют цвет.

На Сатурне обнаружено Большое коричневое пятно, на Нептуне — Большое темное пятно.

А рентгеновским орбитальным телескопом «Чандра» зафиксирован источник пульсирующего рентгеновского излучения (названный Большим рентгеновским пятном), природа которого пока остается тайной для ученых.