Непостоянная постоянная

Соотношение масс протона и электрона, возможно, меняется со временем

Физикам, похоже, удалось поколебать основы мироздания. Они смогли «подкопаться» под одну из фундаментальнейших констант Вселенной. Если она действительно непостоянна, то придется признать таковыми и все остальные константы. И заново переписывать теорию мироздания.

Сравнение результатов двух на первый взгляд разных экспериментов привело физиков к, возможно, одному из самых фундаментальных открытий за последнее время. Согласно предварительным данным, соотношение масс двух элементарных частиц — протона и электрона — величина непостоянная.

Как передает Nature, группа лазерщиков из Свободного университета в Амстердаме (Нидерланды) под руководством Вима Убакса измерила поглощение молекулами водорода излучения ультрафиолетового лазера. Дело в том, что точные частоты, которые поглощает молекула H2, состоящая из двух протонов и двух электронов, зависят от соотношения масс входящих в ее состав частиц. Зная частоты, можно вычислить и соотношение.

Полученные в лаборатории результаты ученые сравнили с данными анализа двух водородных облаков, находящихся в 12 млрд световых лет от Земли. Облака подсвечены находящимися за ними квазарами, что фактически создает имитацию лабораторного эксперимента в космических масштабах. Зная параметры принимаемой волны и расстояние до изучаемых объектов, астрофизики из Южной европейской обсерватории в Чили смогли определить частоты, поглощенные водородными облаками. И, соответственно, вычислить соотношение масс протонов и электронов в обоих облаках.

Сравнение показало, что за время, составляющее около 95% возраста Вселенной, соотношение масс протона и электрона уменьшилось на 0,002%.

Авторы работы сообщили о своем открытии в журнале Physical Review Letters.

Ученые отмечают, что они только на 99,7% уверены в полученном результате. Это, по мнению физиков, лишь слегка лучше, чем «свидетельство в пользу», и не считается полноценным наблюдением эффекта. Однако если данные подтвердятся, то непостоянность константы может перевернуть все сегодняшние представления о природе сил в нашей Вселенной. Если удастся доказать непостоянство хотя бы одной из физических констант, автоматически перестанут считаться постоянными и другие.

Обнаруженный эффект может стать первым подтверждением непостоянности физических констант и толчком к созданию совершенно новой теории мироздания.

В настоящее время на роль единой теории, описывающей все существующие явления, претендует М-теория (вариант теории струн). Ее можно считать состоятельной в том случае, если Вселенная имеет не четыре пространственно-временных измерения, а одиннадцать. Следовательно, наблюдаемые нами постоянные фактически могут и не быть действительно фундаментальными. В этом случае истинные константы существуют в полном многомерном пространстве, а мы видим лишь их трехмерные проекции.

По существу это не первый случай, когда физики подозревают физические константы в непостоянстве. Самой активно и давно исследуемой с этой точки зрения величиной является постоянная тонкой структуры α. Эта величина определяет электромагнитную силу, сдерживающую вместе ядра и электроны в атомах, и спор о непостоянстве α до сих пор не закончен.