Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Рядом с Солнцем поселилась звезда-неудачник

У Солнечной системы появился новый сосед. По данным астрономов, это звезда-неудачник, у которой «не хватило сил» для начала термоядерной реакции внутри ядра. Поэтому и обнаружить звезду, которая относится к классу «коричневых карликов», оказалось довольно сложно.

В ближайших окрестностях Солнца обнаружен коричневый карлик. Как сообщают авторы открытия на сайте Южной Европейской обсерватории (ESO – European Southern Observatory): «Так как мы (астрономы) изучаем объекты в 13 миллиардах световых лет от нас, можно подумать, что солнечные окрестности хорошо изучены. Однако это не так».

Международная группа исследователей обнаружила коричневого карлика при помощи телескопа ESO VLT (Very Large Telescope) – очень большой телескоп в Чили и специальной оптики NACO Simultaneous Differential Imager.

Карлик обнаружили у небольшой звезды SCR 1845-635 — 36-й по удаленности от Солнца.

Коричневые карлики –

несостоявшиеся звезды. Их массы оказалось недостаточно, чтобы в них началась термоядерная реакция синтеза гелия из водорода. Существование коричневых карликов было предсказано еще в 1963 году астрофизиком индийского происхождения Шивом Кумаром (университет штата Виргиния, США). Крис Дэвидсон (университет штата Миннесота, США) назвал эти неведомые звезды «инфракрасными карликами»; другие предлагали называть их «малиновыми карликами», но в 1975 году студентка-дипломница из университета в Беркли (США) Джил Тартер придумала термин «brown dwarf», и он прижился. На русский язык его перевели как «коричневый карлик», хотя в действительности эти объекты имеют «инфракрасный» цвет, и точнее было бы перевести brown как «темный» или «тусклый». В 1997 году были открыты два первых изолированных коричневых карлика (Kelu-1 и DENIS-PJ1228-1547).

«Обнаруженный недавно карлик – очень ценный объект, — говорит член команды ESO Маркус Каспер, — нам точно известно расстояние до него, а значит, мы сможем вычислить его истинную яркость. Кроме того, исходя из орбитального движения карлика через несколько лет мы сможем оценить его массу. Эти данные – жизненно важны для понимания природы коричневых карликов».

Поверхность карлика нагрета до 750°C. Он вращается вокруг звезды SCR 1845-635 по орбите, в 4,5 раза более далекой, чем орбита Земли. По предварительным оценкам, карлик имеет массу между 9 и 65 массами Юпитера — самой крупной планеты Солнечной Системы.

Система «SCR 1845-635 – коричневый карлик» находится на расстоянии 12,7 светового года от Солнца. Однако это – не самый близкий к нам коричневый карлик. В январе 2003 года сразу два карлика удалось разглядеть около звезды Эпсилон Индейца, которая находится еще ближе – в 11,8 светового года. Один из карликов имеет температуру около 1000°C и массу около 45 масс Юпитера. В итоге астрономы за последние годы «заселили» окрестности Солнца сразу тремя новыми объектами.

Открытие европейцев также важно потому, что Солнце находится на периферии галактики Млечный Путь, поэтому рядом (по космическим масштабам) с ним находится относительно немного объектов для изучения. Ближайшая соседка Солнца — Проксима Центавра (Проксима на латыни и означает «ближайшая»). Она находится на расстоянии 4,2 светового года и движется со скоростью 23 км/с относительно Солнца по направлению, перпендикулярному линии Солнце--Проксима. Самая «быстрая» звезда в окрестностях Солнечной системы, Летящая Барнарда (6 световых лет) движется со скоростью 87 км/с относительно Солнца.