Смена планет

Плутон, возможно, вскоре перестанет быть девятой планетой Солнечной системы. Астрономы измерили диаметр расположенного неподалеку объекта 2003 UB 313. Он гораздо больше.

Есть все основания признать десятой планетой небесное тело, пока называемое Зена (Xena).

Новые исследования астрономов, опубликованные в Nature 2 февраля, подтверждают, что по размерам Зена больше Плутона.

Впервые Зену, более известную под ее официальным названием 2003 UB 313, обнаружил в 2003 году Майк Браун, сотрудник Калифорнийского технологического института в Пасадене.

Правда, открытие обнародовали только в июле 2005 года – исследователям хотелось получше изучить новый объект, прежде чем рассказывать о нем научной общественности. К тому времени астрономам уже стало ясно, что объект находится крайне далеко от Земли — примерно в 3 раза дальше от Солнца, чем Плутон. Исходя из яркости Зены астрономы решили, что она должна быть немного крупнее Плутона. И, вероятно, как и Плутон, отражать не больше половины падающего на ее поверхность света.

2003 UB 313 — самый отдаленный объект, когда-либо наблюдавшийся в нашей Солнечной системе: орбита, по которой он движется вокруг Солнца, в 97 раз больше земной. Расположен он в поясе Койпера — области Солнечной системы за орбитой Нептуна, где зафиксировано около 100 тысяч различных объектов. Считается, что эти объекты – сконденсировавшиеся остатки облаков газа и пыли, из которых Солнце и остальные планеты сформировались 4,5 миллиарда лет назад.

Чтобы вычислить размер Зены, астроном из Радиоастрономического института (Боннский университет) Франк Бертольди измерил величину тепловой эмиссии планеты, использовав сеть радиотелескопов в горах южной Испании.

По мнению Бертольди, диаметр Зены — 3000 км, что на 30% превышает диаметр Плутона (2300 км). Первооткрыватель Ксены Майк Браун оценивает расчеты Бертольди как «очень правдоподобные».

Однако слабая отражательная способность поверхности Зены привела к тому, что пока предел погрешности полученных результатов довольно большой, до 400 км. Поэтому Бертольди в настоящий момент занят анализом дополнительных снимков и надеется опубликовать уточненные данные не позже чем через месяц. Он рассчитывает, что новые вычисления установят размер объекта с точностью до 50 км.

В 2005 году группа астрономов под руководством Брауна обнаружила, что у Зены есть даже собственная «Луна», диаметр которой около 250 км. Спутник получил неофициальное название Габриэлла (спутница Зены в кинофильме «Зена — королева воинов»). По мнению астрономов, небольшая луна появилась на свет вследствие столкновения двух тел пояса Койпера.

Открытие Зены возобновило старые споры в кругу астрономов о том, не пора ли лишить Плутон его планетного статуса.

Малая масса, большая плотность, медленное вращение, отсутствие атмосферы и особенности орбиты Плутона, открытого в 1846 году, делают его совершенно непохожим на внешние планеты-гиганты. По одной из версий, ранее Плутон был спутником одной из этих планет (возможно, Нептуна). Если бы Плутон открыли в наши дни, никто не назвал бы его планетой — подобных небесных тел в поясе Койпера очень и очень много.

«Так как 2003 UB 313 определенно больше, чем Плутон, теперь все более трудно оправдать притязания Плутона на то, чтобы именоваться планетой, — размышляет Франк Бертольди. — Но исторически он считается планетой. Я предпочитаю уважать культурную традицию и волевым решением принять Плутон за произвольную точку отсчета».

По мнению Бертольди, просто следует признать планетами все небесные тела, размер которых больше Плутона.

Не все астрономы согласны с такой позицией. «Существуют довольно строгие научные формулировки. Планетой следует называть космический объект, имеющий уникальную орбиту и гравитационно доминирующий над окружающей средой», — считают некоторые из них. Международный астрономический союз даже сформировал специальный комитет, чтобы обдумать определение понятия «планета».