Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Не сдал экзамен «Единой России»

Дмитрия Ливанова могут исключить из высшего совета «Единой России»

Наталья Галимова, Владимир Дергачев, Елизавета Маетная, Андрей Винокуров 05.02.2016, 16:15
Станислав Красильников/ТАСС

Единороссы хотят исключить министра образования Дмитрия Ливанова из высшего совета партии. Решение может быть принято в субботу на съезде ЕР, если инициативу одобрит партийный лидер, премьер-министр Дмитрий Медведев. Единороссы готовы избавиться от Ливанова, потому что он очень удобная мишень для критики, высказывать претензии в его адрес во время выборов будут все партии, считает эксперт.

О том, что министр образования Дмитрий Ливанов может быть выведен из высшего совета «Единой России», «Газете.Ru» рассказал источник в партии. В субботу, во второй день съезда ЕР, пройдет плановая ротация руководящих органов — генсовета и высшего совета. Под предлогом ротации Ливанова и могут вывести «вон».

Министр образования — самый нелюбимый единороссами член правительства, партийцы регулярно критикуют его.

Но решение, исключать Ливанова из руководящих органов или нет, будет принимать премьер, лидер ЕР Дмитрий Медведев — «министры находятся в его компетенции», подчеркивает еще один единоросс.

Вопрос дальнейшего пребывания Ливанова в высшем совете решится либо в пятницу вечером, либо в субботу утром.

Ливанов не единственный министр, который входит в высший совет. В нем также состоят глава Минобороны Сергей Шойгу, министр финансов Антон Силуанов и глава Минсельхоза Александр Ткачев.

«Работа Ливанова не находит поддержки в партии. Мы неоднократно критиковали его деятельность, но никакой реакции не было» — так объясняет негативное отношение партийцев собеседник, близкий к руководству ЕР.

Первый зампред комитета по образованию единоросс Владимир Бурматов, являющийся одним из наиболее ярых критиков Ливанова, заявил «Газете.Ru», что «у Минобразования проблемы с коммуникациями с профессиональным сообществом — чиновники не решают реальных проблем педагогов»: «Мы видим бюрократизацию образования — педагоги завалены бумагами и превращаются в клерков. Растет объем ведомственных проверок в учебных заведениях — людей просто душат бумагами. Идет бездумная реорганизация вузов, массовое уничтожение конкретно педагогических вузов — их либо закрывают, либо сливают с другими вузами общего профиля».

Единороссы критиковали Ливанова и на недавнем правительственном часе в Госдуме. В частности, глава комитета по образованию Вячеслав Никонов заявлял, что в своем докладе министр обошел реальные проблемы, которые волнуют учеников, студентов, ученых и педагогов, — например, понижение грамотности молодых людей, поступающих в вузы, задержки с выдачей зарплат в регионах.

Касаясь ведомственных проверок учебных заведений, Никонов говорил, что «после того, как запретили кошмарить бизнес, все бросились кошмарить школы, детские сады и вузы».

Заслуженный учитель РФ, директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург заявил «Газете.Ru», что, будучи сопредседателем общественного совета при министерстве, имеет возможность работать с Ливановым лично и уверен в том, что тот принимает выверенные, профессиональные, сбалансированные решения: «И это позволяет решить проблемы образования. Например, можно сколько угодно критиковать ЕГЭ, но надо понимать, что его не отменят, и поэтому надо стремиться к модернизации и «очеловечиванию» единого госэкзамена. Одна из коренных причин огромного количества фальсификаций результатов ЕГЭ заключалась в том, что его итоги были в числе показателей, по которым оценивалась работа губернаторов. Профессиональное сообщество три года боролось с этим, и министр решил вопрос. Больше это соцсоревнование не происходит, и случаи, когда бывают нарушения на ЕГЭ, теперь являются редчайшими», — подчеркивает педагог.

Что касается отчетности, которую якобы в огромных количествах требует Минобразования, то, по словам Ямбурга, дело обстоит ровно наоборот: министерство запрашивает минимальное количество бумаг, а все остальное требуют другие ведомства — МЧС и прокуратура.

В тех рамках, которые ему поставлены, Ливанов делает все возможное, а раскритиковать при желании можно любого, констатирует заслуженный учитель России.

В преподавательской среде к Ливанову сформировалось противоречивое отношение, в свою очередь замечает заслуженный учитель России Евгения Абелюк. По ее словам, достижениями министра можно назвать борьбу с поддельными диссертациями, принятие разумного государственного образовательного стандарта, примерных учебных программ с возможностью вариативного преподавания. Кроме того, сегодня Минобразования говорит о необходимости изменения единого госэкзамена, что важно. В минусы же министру можно записать непродуманную систему рейтингов учебных заведений, а также их объединение. «Очень много разрушается по дороге», — считает Абелюк.

В пресс-службе Минобразования от комментариев отказались. «В настоящий момент министерство занято работой по исполнению майских указов президента, постановлений и поручений правительства, по выполнению работ в рамках госпрограмм и ведомственных планов на ближайший год и более долгосрочную перспективу. Мы не можем уделять время комментированию слухов», — заявили в ведомстве «Газете.Ru».

«Во время предвыборной кампании Ливанова будут критиковать все партии, он очень удобная мишень для критики, потому что у нас каждый считает себя компетентным в образовании, даже если всего лишь только школу закончил, — говорит политолог Алексей Макаркин. —

Ливанова уже активно ругают, и поэтому ЕР хочет от него как-то дистанцироваться, им и Медведева, который пойдет первым номером в списке, как объекта для критики хватит.

Понятно, что правительству и Медведеву во время кампании сильно достанется».

По словам Макаркина, чаще всего Ливанову достается за внедрение Болонской системы образования (считается, что переход на двухуровневую систему образования — магистратуру и бакалавриат — дает больше возможностей гражданам, получившим высшее образование в России, трудоустроиться потом в ЕС. — «Газета.Ru»). «Сейчас очень сильна ностальгия по СССР и советской системе образования, многие уже просто забыли, сколько в высшей школе было чисто идеологических предметов или тех же обязательных поездок в колхозы на сборы урожая, что, конечно же, не имело к образованию никакого отношения. Болонская же система интегрирована в мировое сообщество, — поясняет Макаркин. — Поэтому критика того же Ливанова связана с политическим моментом, и держать его в высшем совете «Единой России» становится просто невыгодно».