США вспоминают о ленд-лизе

Самолеты времен Второй мировой войны полетят из Америки в Россию

Александр Братерский 08.07.2015, 09:40
Бомбардировщик Б-25 Wikimedia Commons
Бомбардировщик Б-25

Несколько американских боевых самолетов совершат перелеты в Россию по маршруту знаменитых американских воздушных конвоев времен Второй мировой войны. Этот проект, несмотря на серьезное охлаждение отношений, поддержан на высоком уровне. По мнению российского сенатора, подобное мероприятие — «позитивный сигнал» для американской элиты.

В середине июля из США в Россию совершат полеты самые знаковые самолеты, которые поставлялись СССР по ленд-лизу. Вылет с Аляски планируется 20 июля. В полете, в частности, примут участие фронтовой бомбардировщик Б-25, названный в честь американского генерала Билли Митчелла, и два транспортных самолета Douglas DC-3. На его основе был позже создан советский транспортник Ли-2 конструктора Бориса Лисунова.

Полетит также истребитель Bell P-39 «Аэрокобра». На таком летал знаменитый советский летчик Александр Покрышкин. В своей книге он с восхищением отзывался о «мощном вооружении» американского самолета. Это не просто красивые слова: на этом самолете Покрышкин сбил 48 немецких самолетов.

Американские и российские летчики, среди которых будет и экс-главком ВВС Петр Дейнекин, собираются повторить маршрут Аляска — Сибирь, проложенный в 1942 году из города Фэрбанкса на Аляске в Красноярск. Они совершат несколько остановок в Якутске, Анадыре и Братске и приземлятся на авиасалоне МАКС, который пройдет в Москве в конце августа.

Известно, что во время войны американские летчики поставили СССР почти 8 тыс. боевых самолетов, на которых воевали летчики Красной армии. Путь пилотов составлял почти 14 тыс. км, в Америке маршрут начинался в городе Грей-Фолс, штат Монтана.

Всего в СССР в годы войны 20% самолетов было американского производства. Поставки американской военной техники внесли существенную роль в победу Красной армии над нацистами. Общая сумма ленд-лизовских поставок в СССР оценивается в $11,3 млрд.

Это не берутся оспаривать даже российские политики. «Программа ленд-лиза сильно поддержала нас в первые годы войны, наши летчики воевали на американских самолетах, все помнят американские грузовики, да и американскую тушенку, которая была основной пищей в походах Красной армии в первое время войны», — рассказывает «Газете.Ru» член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов.

Идея повторить маршрут Аляска — Сибирь в год 70-летия Победы возникла как частная инициатива российской компании «Русавиа»: она занимается экспортом запчастей для самолетов, а также реставрацией военной техники времен войны. Директор компании Сергей Баранов увлечен восстановлением исторической авиатехники: самолеты были приобретены в США на средства «Русавиа» и частных спонсоров.

В 2013 году российские предприниматели вместе со своими американскими партнерами из Американской ассоциации Bravo 369 Flight Foundation заключили соглашение о совместном проекте под названием Warplanes to Siberia.

«Мы твердо уверены, что повторение полета Аляска — Сибирь, а также фильм, снятый о полете, помогут дружбе и сотрудничеству между нашими народами», — рассказал «Газете.Ru» глава Bravo 369 Джефф Джир.

Американский участник проекта давно занимается военной историей, однако о маршруте Аляска — Сибирь узнал случайно из книги американского исследователя Александра Долитского. На Аляске память о том маршруте чтят, в городе Фэрбанксе даже есть памятник, изображающий фигуры советского и американского летчиков с надписью: «Аляска. Сибирь. Вторая мировая война. Мы летали в одном небе. Воздушный маршрут Аляска — Сибирь. 1942–1945». На постаменте также присутствуют слова американского президента Теодора Рузвельта из его речи на Ялтинской конференции: «Мировая безопасность не может быть работой одного человека или одной партии, даже одного народа — это должен быть мир, опирающийся на совместные усилия всего человечества».

О том, как США и СССР были союзниками во времена Второй мировой войны, многие забыли, говорит Джир. «Мы обнаружили, что очень многие люди, включая историков, правительственных чиновников, военных, не слышали не только о маршруте Аляска — Сибирь, но и о дружбе и сотрудничестве, которые существовали между СССР, Канадой, Великобританией и США в эти времена», — говорит Джир.

Сегодня, когда, согласно недавнему опросу ВЦИОМа, главным своим врагом 37% россиян считают США и президента Барака Обаму, перелет в Россию из США пусть устаревшей, но некогда грозной американской военной техники кажется событием примечательным. На пресс-конференции, посвященной перелету, будет присутствовать посол МИДа по особым поручениям Владимир Винокуров, а также посол США в России Джон Теффт.

«Это одно из ключевых мероприятий, которое подчеркивает нашу общую историю и наши союзнические отношения. Чем больше таких мероприятий, тем больше мы будем подчеркивать общность интересов, тем меньше будет фальсификации итогов войны с американской стороны», — считает Морозов.

По мнению политика, проведение такого полета сегодня — это «сигнал американской политической элите, особенно сейчас, в период предвыборной кампании».

Со стороны США аналогичным сигналом ему видится недавнее выступление главного кандидата от демократов на пост президента, бывшего госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что с Россией «надо выстраивать конструктивный диалог».