Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Руководство поменяли на Керченской переправе

Чтобы не сорвать паромные перевозки, в Крыму сменили министра транспорта и главу компании-оператора

Денис Тельманов 30.03.2015, 15:09
Автомобили в очереди у Керченской паромной переправы в порту Кавказ Артем Геодакян/ТАСС
Автомобили в очереди у Керченской паромной переправы в порту Кавказ

В Крыму обострилась борьба между руководством республики и федеральным Минтрансом за Керченскую паромную переправу. С постов уже уволены министр транспорта Крыма и руководитель компании — оператора перевозок, материалы по фактам финансовых нарушений переданы в Следственный комитет. Однако работа переправы все еще под угрозой: не хватает причалов и паромов. Вице-премьер Дмитрий Рогозин назначил на 3 апреля экстренное совещание в Симферополе.

Глава Крыма Сергей Аксенов в понедельник отправил в отставку министра транспорта республики Анатолия Цуркина, который отвечал за организацию паромной переправы между полуостровом и материковой частью России. Вместо него назначен экс-гендиректор украинского частного предприятия «Контейнерный терминал Ильичевск» Андрей Безсалов, покинувший компанию в феврале 2015 года. Украинские СМИ обвиняли эту компанию в поставках оружия и военной техники из России.

Должности лишился также исполнявший обязанности гендиректора ООО «Морская дирекция», которое является оператором перевозок, Павел Иено. Вместо него назначен генеральный директор санкт-петербургского ЗАО «Речной порт «Морской фасад» Геннадий Дедков.

При этом сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам финансовых махинаций внутри «Морской дирекции». Также обсуждается возможность создания альтернативного оператора переправы — «Крымской морской дирекции».

Тем временем на переправе скопилась очередь из 3 тыс. машин, а власти полуострова уже объявили, что программа увеличения объемов перевозок сорвана.

Во всем виноват Коломойский

Исполнявший до 29 марта обязанности генерального директора ООО «Морская дирекция» Павел Иено пояснил «Газете.Ru», что срыв перевозок связан в первую очередь с задержкой реконструкции керченского порта, в котором должны были заменить два причала для паромов.

«Чтобы выполнить задачу по перевозке 50 тыс. пассажиров и 10 тыс. легковых автомобилей в сутки, нужно было выполнить ряд мероприятий. В первую очередь провести реконструкцию инфраструктуры портов Крым и Кавказ. Порт Кавказ Росморпорт успевает закончить, пусть не к 1 апреля, а к 15-му. Третий и четвертый причалы уже реконструированы, а седьмой и восьмой еще в работе, но 15 апреля они будут сданы. А вот на крымской стороне работа не закончена — плавпричал еще не установлен, и хорошо, если его установят завтра-послезавтра. Работы по углублению дна продолжаются. Мы видим, что они не успевают все это выполнить к 1 мая, так что в курортный сезон мы входим с неготовой инфраструктурой и отсутствием дополнительных причалов», — пояснил Иено.

По его словам, за реконструкцию порта отвечали ФГУП «Крымские морские порты» и министерство транспорта Крыма.

Один из участников перевозок рассказал «Газете.Ru», что сейчас порт может принимать только два парома одновременно, тогда как для нормальной работы необходимы условия для швартования шести.

«Сейчас одновременно на причале может стоять только два парома с одной стороны. На другой стороне стоит плавучий кран, который руководство порта не может убрать, потому что у них якобы нет для этого топлива. При этом 20 минут нужно на погрузку, 40 минут — на разгрузку. А время в пути от порта Кавказ до порта Керчь всего 25 минут. То есть пока два парома загружаются и разгружаются, третий стоит ждет. И все из-за того, что причал до сих пор не отремонтирован», — рассказывает собеседник «Газеты.Ru».

При этом причал работает не круглосуточно: с 8 до 15 там ведутся ремонтные работы, а паромы вынуждены простаивать: вместо 12 рейсов в сутки каждый из них делает всего шесть.

Экс-министр транспорта Крыма в интервью «Газете.Ru» объяснил задержки реконструкции переходом с украинского на российское гражданство, которое произошло 1 января 2015 года, а также на прекращение поставки стройматериалов с Украины. По его словам, изначально «проект был просчитан по сметам АВК — это украинское законодательство», «но 28 декабря закрылась вся поставка материалов со стороны Украины, а доставка материалов из Российской Федерации через Керченский пролив приводит к удорожанию работ в полтора раза. Поэтому было принято решение о корректировке проекта», — пояснил Цуркин.

Цуркин отметил, что проект реконструкции порта начали разрабатывать 17 октября 2014 года, но не смог объяснить, почему авторы не учли, что с 1 января 2015 года на полуострове начнет действовать российское законодательство.

Сильнее всего на задержку ремонта повлияло отсутствие специального металлического профиля для укрепления причала — шпунта Ларсена. Проектировщики почему-то решили заказать этот профиль на Днепродзержинском сталелитейном заводе, дочернем предприятии «Днепровагонмаша», который контролирует «Приват» Игоря Коломойского. Поставка была сорвана.

«Мы тогда не знали, что 28 декабря [2014 года] будет прекращена поставка товаров с территории Украины. И потом, этот проект утвердила госэкспертиза», — объяснил экс-министр транспорта Крыма.

По его словам, чтобы выйти из ситуации, редкий профиль пришлось взять со складов Росрезерва, где хранятся материалы на случай войны.

Для этого пришлось добиваться специального постановления правительства России. Все эти процедуры сдвинули сроки ремонта причала почти на месяц. Кроме того, по словам Цуркина, строителям не везло с погодой: «Порядка 35 дней простояли по погодным условиям».

«Ветер дул, переправа стояла, естественно, все плавающие краны, которые работали, осуществлять работы не могли», — пояснил экс-министр.

Берег правый

Проблемы на переправе также возникли из-за незапланированной нехватки паромов: один из них — греческий «Ионас» — из-за санкций Евросоюза покинул маршрут 21 декабря. Другой — «Олимпиада» — встал на плановый ремонт. Паром «Крым», который должен был вернуться после ремонта в декабре 2014 года, тоже задержался из-за санкций — возникли проблемы с поставкой импортных запасных частей. «Крым» вышел на линию только 29 марта.

При этом оба чиновника уверены, что проблема в ближайшее время будет решена.

По словам Цуркина, реконструкция одного из двух причалов керченского порта будет завершена «в течение двух-трех дней». «Параллельно идут работы по укреплению набережной. В связи с тем что увеличились сроки поставки материалов, была проведена корректировка проекта, работы смещены. И мы готовы закончить второй причал к 1 июля — то есть к пику курортного сезона дополнительный причал будет обеспечен», — пообещал Цуркин.

У Иено уверенности в том, что керченский причал отремонтируют в срок, нет. На случай задержек с ремонтом в Керчи готовятся использовать еще два порта — торговый и рыбный. Из порта Кавказ паромы идут туда почти в три раза дольше: вместо 25 минут — больше часа. Но это все равно лучше, чем простой.

По словам Иено, количество паромов к 1 мая увеличится до шести: «Крым» с 29 мая вышел на линию, 10 апреля после ремонта должна вернуться «Олимпиада», 29 апреля ожидается прибытие еще двух больших паромов, с владельцами которых сейчас заключаются договоры. С учетом двух небольших паромов — «Керченский-2» и «Ейск» — переправа справится, по словам Иено, с перевозкой в сутки 50 тыс. человек и 10 тыс. легковых машин.

Срыв ради дискредитации

За несколько дней до перестановок в руководстве переправой на заседании Морской коллегии, которое проводил вице-премьер Дмитрий Рогозин, выяснилось, что во многом перевозки сорваны из-за конфликта крымских властей и организатора переправ — АНО «Единая транспортная дирекция», созданного Минтрансом России и администрацией Краснодарского края. Причем первый заместитель Аксенова Михаил Шеремет назвал срыв намеренным.

«Эти действия направлены на дискредитацию минтранса Республики Крым, подтверждение его неспособности обеспечить стабильную бесперебойную работу этой переправы», — заявил Шеремет.

Для организации переправы между Крымом и портом Кавказ в 2014 году Минтранс России и администрация Краснодарского края учредили автономную некоммерческую организацию (АНО) «Единая транспортная дирекция». Она была создана на базе АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр», которое с 2009 года занималось доставкой различных грузов на олимпийские объекты и отвечало за транспортное сообщение во время Олимпиады.

Замминистра транспорта Виктор Олерский заявил в мае 2014 года, что эта компания будет единым оператором Керченской паромной переправы. Однако крымские власти посчитали, что справятся с организацией переправы лучше, и попросили передать эту функцию совету министров республики.

В ноябре 2014 года Сергей Аксенов обвинил «Единую транспортную дирекцию» в завышении цен на переправу, призвав республиканское управление ФСБ поучаствовать в решении этого вопроса, а управление ФАС по Республике Крым и Севастополю возбудило дело «по факту необоснованного завышения цен на грузопассажирские перевозки».

В январе 2015 года министр транспорта Максим Соколов публично заявил о передаче организации переправы крымским властям. В качестве регионального оператора ЕТД в конце ноября 2014 года учредила ООО «Морская дирекция» с уставным капиталом 10 тыс. руб., управление которым 15 января было передано совету министров Крыма. Однако, по словам экс-министра транспорта Крыма, реального контроля за переправой крымчане не получили.

«У нас на сегодняшний момент ООО «Морская дирекция» находится под управлением ее учредителя — «Единой транспортной дирекции», и все назначения на сегодняшний день по согласованию с Республикой Крым осуществляет «Единая транспортная дирекция». Она юридически владелец этой компании. Минтранс России полномочия по управлению «Морской дирекцией» нам не передал», — пояснил Цуркин «Газете.Ru».

Он также добавил, что не согласовывал кандидатуру нового директора «Морской дирекции». «Возможно, ее согласовал Сергей Валерьевич [Аксенов], но мне об этом неизвестно», — пояснил Цуркин.

С нулем на счету

Цуркин сообщил, что фактически передача «Морской дирекции» совету министров Крыма завершилась только 18 февраля. При этом в штат этой компании было переведено около 150 сотрудников «Единой транспортной дирекции», но деньги на их зарплаты перечислены не были.

«Денежные средства на содержание этого персонала были заложены в финансовый план ЕТД, которая финансируется из бюджета РФ. Однако люди были переданы, перезаключили договоры, а денежные средства на содержание этого персонала переданы не были. То есть фактически мы получили «Морскую дирекцию» с нулем на счету, с отношениями и договорами и полным отсутствием финансирования», — отметил экс-министр транспорта Крыма. Он добавил, что причины, по которым возникла такая ситуация, ему неизвестны.

При этом, по словам Цуркина, минтранс Крыма ответствен за паромную переправу до 1 апреля, а кто будет отвечать за нее дальше, должно решить правительство России.

Михаил Шеремет, выступая на Морской коллегии, сообщил также, что в работе «Морской дирекции» и «Единой транспортной дирекции» были зафиксированы нарушения, тянущие на уголовное дело.

По словам Михаила Шеремета, были выявлены факты «злоупотребления должностных лиц и противодействия со стороны руководства АНО «ЕТД». «Из чего можно сделать вывод, что ситуация, связанная с нерентабельностью ООО «Морская дирекция», обусловлена тем, что руководство АНО «ЕТД» — это единственный учредитель ООО «Морская дирекция» — не заинтересовано в потере контроля над Керченской паромной переправой и умышленно создает условия для наращивания заторности ООО «Морская дирекция», — заключил первый замруководителя совета министров Крыма.

Он добавил, что материалы, собранные комитетом по противодействию коррупции Республики Крым, сейчас переданы в Следственный комитет, где решается вопрос о возбуждении уголовного дела «в отношении должностных лиц ООО «Морская дирекция» и АНО «ЕТД» в части нанесения материального ущерба ООО «Морская дирекция».

«В мае — июне мы захлебнемся»

Для обеспечения перевозок во время курортного сезона к 1 мая 2014 года переправа порт Крым — порт Кавказ должна иметь пропускную способность в 50 тыс. человек, 10 тыс. легковых машин и 1 тыс. грузовиков. Если такой объем перевозок обеспечить не удастся, полуостров «захлебнется» от пробок, заявил губернатор Севастополя Сергей Меняйло.

«Подчеркиваю. В мае — июне мы захлебнемся. Мало того что там очереди будут стоять, мы в выполнении даже тех мероприятий, которые спланированы в нашей федеральной целевой программе («Социальное развитие Республики Крым»), мы и в них захлебнемся. [Чтобы построить] дорогу — инертные материалы негде взять, вести их надо с материковой России. Раньше 60% рынка было направлено с Украины, а сейчас зашли российские компании, с Украины возят уже меньше. По факту поток увеличивается», — сказал Меняйло на заседании Морской коллегии.

Для решения вопроса вице-премьер Дмитрий Рогозин организовал экстренное совещание, которое запланировано на 3 апреля в Симферополе.

Один из вариантов решения проблемы, озвученный на Морской коллегии, — создать некоммерческую организацию «Крымская транспортная дирекция» и передать полномочия «Морской дирекции» по организации переправы ей.

Также обсуждается вопрос о закупке пассажирских быстроходных катеров «Комета-120», разработанных Конструкторским бюро им. Алексеева по заказу Минпромторга. Они могут перевозить от 120 до 300 человек на скорости 40–60 узлов.

Для скорейшего ремонта керченских причалов Михаил Шеремет предложил передать их на баланс ФГУП «Росморпорт», а после ремонта вернуть республиканскому ГУП «Крымские морские порты». Однако участники перевозок уверены, что в этом случае контроль за портовой инфраструктурой перейдет федералам навсегда.