Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Батальоны попросили подчиниться

Украинская власть активизировала процесс переподчинения добровольческих отрядов

По решению генштаба минобороны Украины все добровольческие батальоны должны войти в подчинение одной из официальных силовых структур. В целом добровольцы не против получить официальный статус и полагающиеся льготы, но пытаются выторговать ряд уступок. Наиболее влиятельные батальоны желают оставаться обособленной единицей в составе минобороны или СБУ и получить статус государственной структуры.

В конце прошлой недели украинские СМИ сообщили, что добровольческие батальоны, в частности «Правого сектора» (организация запрещена в России), получили приказ покинуть зону АТО и перейти в подчинение одной из силовых структур — нацгвардии, минобороны или МВД. В ответ на начавшееся сопротивление со стороны добровольцев силовики поспешили уточнить, что слово «приказ» в данном случае некорректно. Как заявил «Интерфаксу» и.о. спикера генштаба ВСУ Владислав Селезнев, военным из добровольческих батальонов было всего лишь предложено «для систематизации и упорядочивания деятельности всех подразделений, которые выполняют задачи в зоне АТО, либо войти в состав национальной гвардии Украины, либо же через районные военные комиссариаты призваться в ряды вооруженных сил Украины». Селезнев подчеркнул, что такой процесс носит взаимовыгодный характер и об ультиматумах добровольцам речь не идет.

«Никаких ультиматумов никто не выдвигал. Были озвучены решения и пожелания, которые были приняты на более высоком уровне», — сообщил замкомандира сектора М (Мариуполь и окрестности) Синько. Добровольческие батальоны должны сами определиться, в состав какой силовой структуры они будут входить.

Одним из поводов для такого «пожелания» со стороны верховного главнокомандующего Петра Порошенко стало убийство сотрудника СБУ в Волновахе 21 марта. Тогда украинский президент пообещал «выжженную землю» под теми добровольцами, которые вместо того, чтобы воевать на фронте в частях регулярных подразделений вооруженных сил Украины или национальной гвардии, ходят и занимаются мародерством или убийством».

Масла в огонь подлил конфликт вокруг «Укртранснафты» и «Укрнафты» с привлечением людей в военной форме, представившихся бойцами батальона «Днепр-1» и защищавших интересы тогда еще губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского.

Несмотря на резонанс, громко прозвучавшие заявления новыми назвать нельзя. Процесс переподчинения батальонов идет уже несколько месяцев.

«Мы сейчас заняты легализацией в ряды МВД», — рассказывает пресс-офицер батальона имени Джохара Дудаева Амина Окуева. По ее словам, многие отряды из тех, что изначально создавались на волонтерской основе без приписки к какому-то из силовых ведомств, уже подчинены им или завершают процесс.

На сегодня в стране насчитывается около 40 батальонов территориальной обороны, формально подчиняющихся минобороны, три батальона нацгвардии и более 30 батальонов спецназначения МВД. Степень их подчинения силовым ведомствам зависит от конкретного батальона, так же как и его размер, комплектация и уровень вооружения. В среднем в батальон входит около 400–450 человек.

Мотивация тех, кто готов войти в состав регулярных подразделений, понятна. Как отметил руководитель информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко, это позволит им получить социальный пакет, премии за уничтожение вражеской техники, более мощное вооружение и средства связи, причем на законных основаниях. Пока сами добровольцы еще не совсем осознают, насколько успешной и сложной может оказаться трансформация в реальности, Окуева считает, что «в целом, без учета нюансов, это процесс нормальный и правильный».

Особняком стоят добровольческий украинский корпус «Правого сектора» (организация запрещена в России) и батальон ОУН, которые являются наиболее независимыми и в лучшем случае координируют свою деятельность с силовиками, но в основном действуют по собственному усмотрению.

Их главная претензия в том, что силовые ведомства фактически предлагают перетасовать личный состав добровольческих батальонов, раскидав членов уже сплоченных команд по разным подразделениям.

Многие добровольцы откровенно недовольны действиями руководства генштаба и нацгвардии, считая их стратегию неправильной. «Мы готовы подчиняться только нашему предводителю Дмитрию Ярошу и командиру корпуса Андрею Стемпицкому. Мы не готовы, чтобы нам присылали какого-то генерала из министерства обороны, который будет нами командовать и рассказывать, куда ехать. Потому что был у нас пример Иловайска, пример Дебальцево», — заявил пресс-секретарь «Правого сектора» Артем Скоропадский.

Впрочем, в легализации они тоже заинтересованы. «Нам нужна легализация для того, чтобы после войны нам не предъявили, что мы просто обычные бандиты с автоматами, а также чтобы нам просто дали нормальное оружие», — объяснил Скоропадский.

Добровольцы предлагают компромисс: они входят в регулярные части, но сохраняют внутреннюю структуру своих подразделений и частичную самостоятельность в принятии тактических решений.

«У нас изначально была договоренность с министром внутренних дел (Арсеном Аваковым. — «Газета.Ru»): наш батальон сохраняет вертикаль подчинения, структуру и систему подготовки», — говорит нардеп и командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко. Аналогичным образом «Правый сектор» желает оставаться обособленной единицей в составе минобороны или СБУ и иметь статус государственной структуры.

Добровольцы заявляют, что не хотят участвовать в политических играх. «За генштабом стоит президентская вертикаль, за нацгвардией — премьерская, это две разные фракции в парламенте. Ребята относятся категорически плохо к этому, потому что они не понимают, почему их втягивают в политические игры. Они не хотят даже уходить на ротацию, они пришли воевать, а не участвовать в политических схемах», — добавляет Семенченко. По его словам, чтобы не нарушать приказов сверху и в то же время не идти против собственных убеждений, он сейчас ведет переговоры с руководством страны, пытаясь достучаться до администрации президента.

Но по мнению экспертов, вряд ли стоит рассчитывать на излишнюю лояльность со стороны украинской власти. Политолог Вадим Карасев говорит, что в данном случае речь о противостоянии разных ветвей власти не идет. Государство просто пытается взять под контроль и формализовать добровольцев.

«Много кто хочет иметь свое войско в Украине и не подчиняться ни одной силовой структуре. Но по закону Украины военизированные формирования должны быть легализированы и созданы по законам. Если эти подразделения имеют государственническую направленность, то они должны быть приписаны к силовым структурам», — убежден военный эксперт Анатолий Лопата, в начале 1990-х годов занимавший должности начальника генштаба и первого замминистра обороны.

По мнению эксперта, это же касается и командиров добровольческих подразделений: им придется принять тот факт, что командовать ими и их людьми будут кадровые военные.

Чем закончатся переговоры, прогнозировать достаточно сложно, как и во всех вопросах, связанных с «Правым сектором». Пока военная госмашина Украины настроена решительно, хотя и пытается сделать вид, что готова к переговорам и уступкам. Дмитрию Ярошу уже предложили пока безымянную должность в минобороны, хотя он не самым лестным образом отзывается о решениях Порошенко. Впрочем, учитывая единодушие Порошенко и силовиков в вопросе о переподчинении добровольцев, скорее всего, рано или поздно процесс переподчинения завершится на условиях, выгодных для власти.

Новости и материалы
Посольство РФ назвало слова главы ВС Британии граничащими с оправданием терроризма
Гигантскую кисту удалили женщине ульяновские хирурги
ВС РФ ударили по ж/д вокзалу в Херсоне
Новый тип российских ракет замечен в небе над Украиной
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Все новости