Россия прощается с Ketchum

Известное американское пиар-агентство прекращает работу на российские власти

Владимир Дергачев, Александр Братерский 12.03.2015, 17:39
Сергей Савостьянов/ТАСС

Кремль отказался от услуг американского пиар-агентства Ketchum для продвижения имиджа России за рубежом. Москва объясняет решение невозможностью заниматься пиаром в условиях информационной войны. За девять лет работы с Россией Ketchum получила от Кремля, Белого дома и «Газпрома» контракты на десятки миллионов долларов. Среди наиболее громких успехов американских пиарщиков — информационное сопровождение Олимпиады в Сочи.

Об уходе Ketchum сообщило отраслевое издание PRWeek со ссылкой на заявление компании Omnicom Group: «Ketchum больше не представляет Российскую Федерацию в США и Европе, за исключением нашего офиса в Москве. Наш партнер в консорциуме, дочерняя компания Omnicom, GPlus, продолжает работу в соответствии с условиями контракта», — говорится в заявлении.

«Это связано с тем, что заказчики контракта испытывают определенную необходимость в мерах по экономии средств, — прокомментировал в четверг пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. — Кроме того, общая атмосфера в настоящий момент мало подвержена пиар- и коммуникационным усилиям в условиях реальной коммуникационной войны, которая имеет место», — отметил он.

Песков заявил, что Кремль ждет более комфортной атмосферы «для объективных суждений и восприятия истины». Пресс-секретарь Путина оценил сотрудничество с Ketchum в Кремле «высоко» и пообещал, что Россия продолжит работу по объективному представлению имиджа страны.

В Ketchum «Газете.Ru» назвали появившееся на сайте PRWeek заявление компании «вполне самодостаточным» и отметили, что не комментируют работу с партнерами.

Стоит отметить, что с Россией продолжит работать компания GPlus, которая, как и Ketchum, входит в Omnicom Group. Можно предположить, что они пока исполняют остаточные обязательства по контрактам с Кремлем и правительством, а далее власти примут решению по продлению или разрыву контрактов.

Агентство Ketchum занималось улучшением имиджа России и выполняло сопровождение ряда PR-проектов, таких, например, как организация саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2008 году. Представители российских властей высоко оценили помощь пиарщиков Ketchum, с тех пор их контракты только расширялись.

Как утверждается в материале PRWeek, Ketchum с 2006 года по середину 2012 года получила около $23 млн от России и $17 млн от «Газпрома». Из отчета Ketchum перед министерством юстиции США следует, что за одну только вторую половину 2011 года Ketchum получила почти $5 млн. В первые шесть месяцев 2013 года американская фирма получила от российского правительства $15 млн.

Среди услуг, которое оказывало агентство правительству России, было, например, распространение материалов о газовом форуме среди зарубежных и российских СМИ. Американские пиарщики также раздавали пресс-релизы о матчах Континентальной хоккейной лиги и тексты выступлений российских чиновников. Среди прочего, агентство ставит себе в заслугу публикацию статьи президента Владимира Путина в издании The New York Times. Статья российского президента в 2013 году была посвящена предложениям выхода из кризиса в Сирии путем вывоза химического оружия из страны.

Правда, эксперты в области СМИ сомневаются, что для публикации статьи было необходимо обращаться в пиар-агентство. Обычно с предложениями о публикации таких статей газеты обращаются к помощникам глав государств напрямую. Сам Путин объяснил, что идея статьи «пришла ему в голову случайно».

Среди однозначно успешных проектов Ketchum в России можно назвать сопровождение освещения Олимпиады в Сочи — церемония открытия стала одной из самых запоминающихся в истории.

При этом, судя по интервью бывших сотрудников Ketchum, не все идеи американских пиарщиков приживались на российской почве. Британский журналист Ангус Роксборо, который некоторое время работал в компании Ketchum, рассказывал в интервью New Times, что в Кремле не понимали специфики работы с западными СМИ. Якобы власти ожидали, что агентство будет платить журналистам за позитивные статьи о России.

«Мы сказали им: такие вещи на Западе не делаются. Они также хотели, чтобы мы оказывали давление на журналистов, побуждая их «улучшать интервью» или «правильным образом» освещать выступления официальных лиц. Но я не знаю ни одного случая, чтобы кто-либо в Ketchum попытался сделать что-то подобное. Мы все понимали, что западные журналисты просто указали бы нам на дверь. И правильно бы сделали!» — вспоминает Роксборо.

Он уверяет, что для российских клиентов компания писала доклады, касавшиеся стратегии дальнейшей работы, где настоятельно подчеркивали: закручивание гаек и наступление на права человека оказывают разрушительное воздействие на представления о России. И постепенно доклады и рекомендации стали более откровенными и жесткими.

Впервые слухи о возможном уходе Ketchum из страны стали муссироваться после российско-грузинской войны в августе 2008 года, которая резко ухудшила восприятие России на Западе.

Тогда российские чиновники предприняли попытки самостоятельно улучшить образ России — этим, например, активно занималось в ту пору РИА «Новости», которое привозило иностранных журналистов в Москву. Среди успехов РИА — организация дискуссионного клуба «Валдай» экспертной площадки, на которой президент России Владимир Путин встречался с влиятельными политологами и экспертами.

Конфликт на Украине резко ухудшил имидж России в мире — свидетельствовало американское социологическое агентство Pew Research в ходе опроса 2014 года. Так, если в 2013 году с симпатией к России относилось 37% опрошенных, в 2014 году таковых было лишь 19%. В то же время число тех, кто негативно рассматривает Россию, резко возросло с 43 до 72%.

В сентябре 2014 года Песков рассказывал Forbes, что к моменту истечения срока контракта с Ketchum властям России предстоит решить, «нужно ли нам в полном объеме продолжать сотрудничество или сделать паузу».

«Когда со стороны США и стран НАТО идет неприкрытая пропаганда, обычные законы коммуникации и информации не работают», — говорил пресс-секретарь Путина, с чем почти слово в слово совпало его заявление, сделанное в четверг. Интервью Пескова предшествовала заметка The New York Times о том, что агентство прекратило партнерство с «Газпромом» и уменьшило число сотрудников, работающих с Россией, в три раза.

Завкафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей лаконично объясняет разрыв контракта: «Черного кобеля не отмоешь добела». К тому же нет прежних денег».

«С 2006 года многое поменялось, — добавляет глава Экспертной политической группы Константин Калачев. — Продвижение имиджа России на Западе через американское агентство уже не актуально. Есть (глава канала Russia Today) Маргарита Симонян и Co. Цели, задачи, инструменты поменялись. Тем более, зачем что-то отдавать американцам, особенно сейчас. Олимпиада подвела черту под одной эпохой, наступила другая».