Черный пиар по-американски

Какие методы американские политики используют для победы на выборах

Александр Братерский 04.11.2014, 10:07
REUTERS/Brian Snyder

Во вторник в США пройдут промежуточные выборы в конгресс, на которых будет переизбрана палата представителей и треть от состава сената. Нынешняя кампания отличается большим количеством негативной политической рекламы: в борьбе с оппонентами кандидаты не чураются как просто притянутых за уши фактов, так и откровенных выдумок. «Газета.Ru» изучила самые неблаговидные способы борьбы на американских выборах.

Непопулярность Барака Обамы ставит под большой вопрос электоральные перспективы его Демократической партии на этих выборах, а потому в последние недели и дни преобладает именно политическая реклама демократов, отмечается в исследовании Weslean Media Project — проекта изучения предвыборной телерекламы при Веслеанском университете в штате Коннектикут. Всего на предвыборную рекламу, по подсчетам исследователей, будет потрачено более $1 млрд.

Профессор американского Университета в Вашингтоне Джеймс Фарбер, отмечает, что демократы озаботились тем, чтобы заранее купить рекламное время, понимая, что им предстоит тяжелая борьба за удержание контроля над сенатом: «Это, конечно, стоит немалых денег, но когда вы стоите перед таким вызовом, вы не поскупитесь на «войну в эфире», — пояснил эксперт в беседе с «Газетой.Ru»

Причем, констатируют эксперты Weslean Media Project, почти половина рекламных роликов кандидатов в сенат посвящена тому, чтобы выставить оппонента в негативном свете, еще четверть выгодно оттеняют достоинства кандидата по сравнению с его соперником. Оставшееся — традиционная реклама, которая демонстрирует достижения кандидата.

Негативная реклама, в которой показаны отрицательные политические, а иногда и личностные характеристики того или иного кандидата, является неотъемлемой частью американской политической культуры, но сейчас она явно доминирует в информационном пространстве.

«Негативная реклама мобилизует избирателей и в положении отстающего грех не использовать этот фактор», — объясняет профессор Фарбер.

«Это неотъемлемая часть политической культуры США и большое искусство», — рассказывает «Газете.Ru» телеведущий Владимир Познер.

В 80-е годы Познер был соведущим телешоу «Познер и Донахью» на американском телевидении и насмотрелся рекламных роликов негативного характера, которые выставляли отдельных кандидатов, а иногда и целые государства в невыгодном свете:

«Твоя борьба в этом случае заключается не в том, чтобы сказать, какой ты хороший, а в том, чтобы убедить будущего избирателя, что твой противник плохой и уже неважно, кто твой противник. Я помню, как во время Рейгана показывали негативную рекламу, связанную с СССР, где использовался образ медведя, и это было сделано потрясающе, все всё понимали и ничего больше не надо было говорить», — вспоминает Познер.

Безжалостный инвалид и кандидат от мафии

Впрочем, Познера, как и многих американских экспертов, раздражает слишком агрессивная негативная реклама, которую в США именуют «атакующей». Он называет ее «character assassination» — «репутационным убийством» политического противника. Не так давно бурю возмущения в американских СМИ вызвал ролик кандидата в губернаторы Техаса от Демократической партии Венди Дэвис.

В своем «атакующем ролике» под названием «Справедливость» она обрушилась на своего оппонента — генпрокурора штата Грега Эббота, который в результате несчастного случая был парализован и теперь передвигается в инвалидном кресле.

Ролик начинается с крупного плана коляски и краткого рассказа о трагедии Эббота. «На него упало дерево, он подал в суд и выиграл миллионы. И всю дальнейшую карьеру посвятил борьбе против других жертв».

Закадровый голос сообщает, что несчастный случай не сделал его более восприимчивым к судьбам других людей. Во время работы в прокурорской должности, утверждается в ролике, Эббот отказался назначить компенсацию женщине по инвалидности, несмотря на ампутированную у нее ногу, объясняя это тем, что у женщины был работающий протез.

В ролике также утверждалось, что Эббот отказал и жертве изнасилования на рабочем месте, попытавшейся добиться компенсации от своей компании, которая не проверила потенциального насильника, ранее привлекавшегося по подобному делу. «Грег Эббот не для вас» — так заканчивался ролик.

Оппоненты обвинили Дэвис в спекуляции на недуге кандидата, однако один из организаторов ее предвыборной кампании Джоэл Бененсон заявил прессе, что ролик «эффективен», а сам Эббот работает против «интересов техасцев». Интересно, что Бененсон работал на Барака Обаму, когда тот только боролся за президентское кресло в 2008 году.

Но республиканцы и сами не чураются «атакующей рекламы».

Ее жертвой стал, в частности, кандидат от Демократической партии Гарри Питерс, который переизбирается в конгресс от штата Мичиган. В анимационном ролике мальчуган в гавайской рубашке с приставленной головой конгрессмена бегает по пляжу, где начинается шторм. Голос за кадром с интонацией из фильма «Анатомия протеста» обвиняет Питерса в получении денег от «международных преступников».

При этих словах в кадре появляется акула, которая выплевывает на конгрессмена пачку долларов. Речь идет о том, что на предвыборную кампанию кандидата была перечислена $1000 одним из избирателей, который впоследствии предстал перед судом за связь с организованной преступной группой. Спонсорами рекламы были оппоненты конгрессмена из местного отделения Республиканской партии.

Ложь как политтехнология

Факты, изложенные в роликах про Эббота и Питерса, хоть и передергиваются, но по-крайней мере соответствуют действительности.

Между тем, по данным The Washington Post, многие ролики оплачиваются различными лоббистскими группами, формально не связанными с партиями, и при этом вообще не имеют ничего общего с реальностью.

Вот кандидат от демократов на выборах в сенат Элисон Ландерган Гримс из штата Кентукки. Стоя на фоне местной ТЭЦ, она рассказывает, что ее оппонент, республиканец Митч Макконнел, присвоил себе $600 тыс., которые принадлежали группам протестующим против строительства электростанций на угле. Никаких подтверждений этим обвинениям не нашлось.

А вот кандидат от республиканцев в сенат от штата Джорджия Дэвид Пердью обвиняет своего оппонента — демократку Мишель Нанн в том, что она давала деньги организациям, связанным с террористами. Как оказалось, речь идет об общественной инициативе по волонтерской помощи малоимущим в США и в других странах мира под названием «Пучки света», которую создали еще во время Джорджа Буша-старшего в 1990 году. Акцию до сих пор вспоминают в США добрым словом. Ею в свое время руководила Нанн.

Так вот, Пердью обнаружил, что одна из благотворительных организаций, с которой сотрудничала Нанн, имела в названии прилагательное «исламское» — сегодня им легко напугать неискушенного в политике избирателя, на которого волей-неволей ежедневно сваливается информация о террористах из «Исламского государства». Одного этого хватило, чтобы обвинить кандидатку в помощи террористическим организациям. Пердью в итоге пришлось одергивать даже представителям семьи Буша.

Одна из самых популярных тем для «атакующих реклам» на этих выборах — слух, будто демократы собираются отнять у американцев право на ношение оружия — святая святых американской конституции.

На этих выборах мишенью оппонентов из Национальной ассоциации владельцев оружия стала сенатор-демократ Мэри Лэндрю.

«Она хочет забрать у вас право на оружие», — гласит рекламный ролик, в котором заботливая мама укладывает малыша спать и пишет уехавшему супругу SMS «Люблю, скучаю». Дальше в дом забирается преступник, и зритель понимает, что происходит трагедия. В следующем кадре камера демонстрирует дом, вход в который перегораживает желтая лента с надписью «Полиция».

Как оказалось, нападки на кандидата в сенаторы были вызваны лишь ее предложениями более тщательно проверять покупателей оружия. К слову, Лэндрю борется за права сирот и хорошо известна как оппонент российского уполномоченного про правам ребенка Павла Астахова, которого после принятия «закона Димы Яковлева» она назвала «мерзавцем».

Но интересно, что сегодня площадкой для такого рода рекламы становится главным образом интернет, потому что американское телевидение все более неохотно демонстрирует «явную туфту», констатирует Фарбер.

«В такой рекламе факты часто не соответствуют действительности, и телевизионщики часто просят предоставить подтверждающие документы перед тем, как ставить ее в эфир», — рассказывает Фарбер. По его словам, желающие как можно сильнее задеть кандидата, либо идут в соцсети, либо рассылают информацию по почте, как в старые добрые времена.

«В почтовой рассылке попадается довольно мерзкая агитация, которую телевидение не примет», — говорит профессор Фарбер.