Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Минюст с дамокловым мечом

Законопроект о внеплановых проверках НКО прошел первое чтение в Госдуме: Минюст сможет проводить облавы у всех, а не только у «иностранных агентов»

Мария Макутина 09.10.2013, 18:42
Минюст сможет проводить облавы у всех, а не только у «иностранных агентов» Константин Куцылло/«Газета.Ru»
Минюст сможет проводить облавы у всех, а не только у «иностранных агентов»

Госдума приняла в первом чтении законопроект, расширяющий перечень оснований для внеплановых проверок НКО. Поправки дают Минюсту право приходить с проверками во все НКО на тех же основаниях, что и к «иностранным агентам». В министерстве считают, что «равный» подход не приведет к «серьезному росту регуляторного давления» на организации. Ужесточение законодательства, коснувшееся «агентов», в итоге распространится на все остальные некоммерческие организации, отмечают в «Голосе».

В среду депутаты Госдумы большинством голосов поддержали в первом чтении поправки к закону об НКО, разработанные Минюстом. Ведомство предлагает распространить основания для внеплановых проверок, действующие в отношении «иностранных агентов» (НКО, занимающихся политической деятельностью и имеющих иностранное финансирование), и на другие некоммерческие организации.

Законопроект был опубликован на сайте министерства еще в январе – спустя два месяца после принятия закона «об иностранных агентах».

Сейчас по закону с внеплановой проверкой к «агенту» могут прийти по четырем причинам: истечение срока исправлений по нарушениям, которые были обнаружены проверяющими ранее; наличие обращения со стороны СМИ или граждан о признаках экстремизма в деятельности организации; обращение со стороны госорганов или органов местного самоуправления о нарушениях в деятельности НКО; приказ главы уполномоченного органа о проверке, изданный по распоряжению президента РФ, правительства РФ или прокурора. При этом имеется в виду, что «агент» должен быть занесен в соответствующий реестр (на данный момент в нем числится только одна организация).

Представитель министерства Юрий Любимов посетовал на то, что сейчас внеплановые проверки НКО Минюстом могут быть проведены по единственному основанию — в случае поступления представления избирательной комиссии в связи с проверкой соблюдения порядка финансирования политических партий.

По его словам, более широкий перечень оснований, предусмотренный для «агентов», не может пока распространяться на НКО, не занимающиеся политической деятельностью при наличии иностранного финансирования.

Кроме того, отмечает он, общие для всех юридических лиц основания проведения внеплановых проверок, предусмотренных законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении НКО в настоящий момент применяться не могут в силу приоритета нормы закона об НКО.

«После принятия закона об НКО организации, которые не хотели работать с государством открыто, предприняли ряд манипуляций, кто-то приостановил свою политическую деятельность, кто-то занял выжидательную позицию, самые изобретательные создали разветвленную сеть», — рассказал депутат Госдумы от «Единой России» Михаил Маркелов.

Поправки позволят обеспечить принцип равенства между различными НКО и ведомствами, считают Маркелов и представитель Минюста.

«В отличие от органов, осуществляющих контроль за деятельностью иных юридических лиц, органы юстиции лишены возможности своевременного реагирования на поступление сведений о наличие нарушений НКО законодательства РФ», — пояснил Любимов.

«У нас сегодня коммерческие организации проверяются и планово, и внепланово», — добавил депутат Ярослав Нилов (ЛДПР), поддержавший законопроект, который, по его словам, направлен на гармонизацию законодательства.

Депутат от КПРФ Владимир Федоткин спросил у чиновника, сколько проверяющих организаций может в принципе «навалиться» на НКО.

Любимов признал, что число контролеров может доходить до нескольких десятков. Вместе с тем он считает, что принятие этого закона не приведет к «серьезному росту регуляторного давления на НКО».

Если буквально толковать этот законопроект, то любую НКО можно будет проверить в любое время, говорят эксперты. «Ужесточение законодательства, коснувшееся организаций, получающих иностранное финансирование, в итоге распространится на все остальные некоммерческие организации», — говорит представитель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц. По его словам,

все НКО будут ходить под дамокловым мечом внеплановых проверок.

Принятие этого законопроекта будет легализацией уже существующей практики, считает адвокат и правовой аналитик «Агоры» Рамиль Ахметгалиев. «На практике, если тот или иной госорган захочет проверить НКО, он это сделает, и суд всегда встает на позицию госоргана. По сути они устраняют головную боль, чтобы ничего не доказывать», — сказал адвокат. При массовых прокурорских проверках НКО в этом году прокуратура привлекала представителей Минюста как специалистов для консультирования, на это она имела право, но по факту эти специалисты выполняли функцию не экспертов, а сами проводили проверку, подчеркивает Ахметгалиев.

Принятые Госдумой поправки возвращают закон об НКО к временам до либерализации контроля за некоммерческим сектором, которую проводил Дмитрий Медведев на посту президента.

«До 2008 года у нас был очень жесткий наезд на некоммерческий сектор со стороны Росрегистрации, который тогда выполнял функции контроля, были массовые проверки, с приходом Медведева это прекратилось, потому что одним из первых его указов была передача полномочий по контролю за НКО от Росрегистрации Минюсту, тогда пытались ограничить контрольные функции, сократили срок регистрации НКО и основания для проведения проверок НКО», — напоминает Ахметгалиев.