Кого слушает президент

«Курс на развитие мажоритарности»

«Газета.Ru» выясняла, какие технологии, применявшиеся в нынешнем избирательном цикле, власть может использовать на выборах-2014

Екатерина Винокурова, Жанна Ульянова 18.09.2013, 20:30
Антон Буценко/ИТАР-ТАСС

На выборах в Мосгордуму число одномандатников вырастет до 75%, чтобы как можно меньше депутатов было избрано по партийным спискам, говорят собеседники «Газеты.Ru», близкие к администрации президента. На другие регионы могут распространить опыт Ярославской области — отказ от общей части партийного списка, жесткую привязку кандидатов от партий к территориальным группам и «антипаровозные» технологии.

На выборах в Мосгордуму 2014 года число одномандатников могут увеличить до 75%, число же депутатов, избираемых по партийным спискам, скорее всего, составит минимальные 25%, допускаемые новым законом, принятым Госдумой в первом чтении на прошлой неделе, — ранее минимальное количество депутатов, избираемых по спискам в региональный парламент, составляло 50%. Об этом «Газете.Ru» рассказали два источника, близких к администрации президента.

Такая расстановка, по их мнению, поможет сконфигурировать грядущие выборы в Мосгордуму нужным для власти образом, поскольку, хотя предвыборных замеров еще не делали, у власти есть понимание, что рейтинг «Единой России» в городе невелик, а антирейтинг крайне высок.

«Для московских выборов будет иметь главное значение количество одномандатных округов, а не технологии выдвижения списков», — считает один из собеседников издания.

Ранее «Газета.Ru» сообщала, что в начале сентября Госдума в спешном порядке приняла в первом чтении законопроект, внесенный сенатором Андреем Клишасом, увеличивающий максимально возможную долю одномандатников в региональных заксобраниях.

В случае если информация собеседников издания подтвердится, из 45 депутатов Мосгордумы 33 будут избираться по одномандатным округам и лишь 12 — по партийным спискам. При этом весной 2013 года ряд партий, в частности РПР-ПАРНАС, «Яблоко», «Гражданская платформа», уже сообщили, что ведутся переговоры о совместном едином списке одномандатников от оппозиции на выборах в Мосгордуму.

Политолог Александр Морозов считает, что на выборах в Мосгордуму в 2014 году единые списки будут играть меньшую роль, чем в прошлые годы, и ставка будет сделана на одномандатные округа.

«Видно, что курс взят теперь на развитие мажоритарности. И все больше голосов из-за кремлевской стены говорят о необходимости двухпартийной системы, а мажоритарная система якобы способствует двухпартийности.

Отсюда вытекает отношение вообще к партийным спискам, они теперь будут играть меньшую роль, чем в середине нулевых годов», — говорит Морозов.

Он, впрочем, считает, что смещение акцентов на одномандатные округа хоть и благоприятствует партии власти, но и открывает новые возможности для протестных кандидатов, в том числе для Алексея Навального, изъявившего желание участвовать в выборах в Мосгордуму.

В сентябре 2014 года по графику должны состояться выборы в 12 региональных парламентов. Кроме Мосгордумы будут избираться заксобрания Республики Алтай, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Волгоградской, Тульской, Брянской областей, Хабаровского края, а также Ненецкого автономного округа. Не во всех регионах ситуация может сложиться благоприятным для ЕР образом. Так, на выборах в Госдуму 2011 года в Хабаровском крае «Единая Россия» получила 38,14% голосов, в Волгоградской области — 29,74%, в Ненецком АО — 36,04%. В Брянской области в местных элитах сложилась тяжелая ситуация после скандальных выборов губернатора осенью 2012 года, когда действующий глава области Николай Денин чуть не проиграл выборы коммунисту Вадиму Потомскому.

Оба источника издания, близких к администрации, говорят, что в сложных для «Единой России» регионах в качестве возможной технологии может быть применено не только увеличение доли одномандатников в парламенте, но также доработка выборного законодательства, аналогичная той, которую на этих выборах применили в Ярославской области, предполагающая отказ от единого списка кандидатов и исключение технологии «паровоза».

Согласно новым правилам, принятым в этом регионе накануне выборов, кандидат-«паровоз» может отказаться от мандата, но не имеет права передать его следующему в списке партии, мандат по сложной системе распределяется между всеми фракциями. Закон принимался с учетом низкого рейтинга ЕР в Ярославской области (на выборах в Госдуму в 2011 году партия власти набрала в регионе 29,04%) и намерений популярного мэра Ярославля Евгения Урлашова возглавить список «Гражданской платформы». В результате Урлашов не смог возглавить список, поскольку его арестовали по обвинению в покушении на взятку и получении взятки.

Тем не менее закон был принят не напрасно. По итогам выборов в парламент Ярославской области прошли пять партий: ЕР (42,25%), КПРФ (11,07%), «Справедливая Россия» (9,62%), ЛДПР (5,12%), РПР-ПАРНАС (5,11%). От ЕР в качестве лидера списка баллотировалась депутат Госдумы Валентина Терешкова, 17 сентября она отказалась от места в Ярославской облдуме, лишив себя и фракцию ЕР мандата. Однако для партии власти, которая заняла на выборах первое место в 50-местном парламенте, потеря одного мандата некритична. Зато из-за принятого «антипаровозного» закона теряет мандат и «Справедливая Россия», получившая, по предварительным данным, всего четыре места в Ярославской облдуме. Депутат Госдумы Николай Грешневиков, избравшийся в областную думу по спискам СР, рассказал «Газете.Ru», что также отказывается от мандата. «Мой мандат пойдет на общее распределение, у фракции СР останется всего три мандата. ЕР, конечно, все просчитала, и сдача мандата Терешковой для них не потеря», — говорит Грешневиков.

«В Ярославской области эта схема сработала, вполне вероятно, что ее экстраполируют на некоторые другие «проблемные» регионы, но не на Москву,

так как она работает там, где единороссы могут выставить сильных кандидатов-одномандатников, которые будут тянуть за собой на той же территории партийного кандидата. В Москве такая схема неприменима», — отмечает один из собеседников, близких к администрации президента.

Другой собеседник в администрации утверждает, что курс на отказ от партийных «троек» в региональном избирательном законодательстве продолжится: партии смогут выставлять только одного лидера списка. «Надо больше работать с народом, мое личное мнение — лучше вообще всех кандидатов привязать к территориальным группам», — отмечает источник издания.

Заместитель генерального директора Центра политических технологий (ЦПТ) Алексей Макаркин уверен, что закон в случае его распространения на другие регионы может оказать положительное влияние на развитие политических лидеров в регионах. «Ситуация интересная, обычно технологию «паровоза» применяет власть, но, как только взялись за этих «паровозов» в регионах, выяснилось, что это бьет и по оппозиции. Закон не может быть удобен всем, а от этой технологии необходимо отказываться, потому что она обманывает избирателя», — говорит Макаркин.

«В случае Ярославской области эксперимент можно назвать успешным, хотя бы потому, что процент ЕР оказался выше ожиданий, конечно, сыграло роль и снятие «Гражданской платформы» с выборов», — говорит политолог Ростислав Туровский. Он отмечает, что партия власти по-прежнему в большинстве регионов не сможет обеспечить высокий результат без «паровозов» в лице губернаторов. Но закон создает меньшие препятствия для ЕР, нежели для протестных партий. «С другой стороны, закон ломает сложившуюся практику избрания таких партий, как ЛДПР. И в этом смысле не ясно, далеко ли этот эксперимент может зайти», — говорит Туровский.