К Навальному приставили дневального

«Газета.Ru» выяснила, как Кремль следит за ходом выборов в Москве и регионах

Екатерина Винокурова 26.07.2013, 20:21
Сергей Карпухин/Reuters

Администрация президента тестирует на предвыборной кампании в Москве новую, усовершенствованную внутреннюю систему мониторинга СМИ и блогосферы, включая Facebook, позволяющую легко анализировать информационные риски кандидатов. В распоряжении «Газеты.Ru» оказались некоторые выводы, сделанные программой по результатам обработки медиаданных. Основная проблема Сергея Собянина в том, что москвичи воспринимают врио мэра абстрактно, не ассоциируя его с реальной властью в городе; риск Навального – излишняя агрессивность, на которую обратили внимание даже оппозиционные блогеры.

Кремль внедряет новую систему мониторинга политических процессов и выборов, рассказал «Газете.Ru» источник в администрации президента. До недавнего времени основной системой, которая использовалась для этих целей, была небезызвестная «Призма», позволяющая мониторить как различные СМИ, так и посты отдельных блогеров.

Кроме того, для анализа ситуации в регионах президентская администрация пользуется системой Glass – продуктом компании «Медиалогия», который позволяет обрабатывать несколько тысяч федеральных и региональных СМИ в режиме онлайн, с возможностью ранжировать сообщения по событиям и по влиятельности СМИ, делать качественные оценки сообщений с разделением их на позитив и негатив и так далее.

Новая система позволяет обрабатывать большие массивы данных и сортировать их по регионам, персоналиям, различным типам СМИ, блогам (включая Facebook), после чего объединять полученные данные по каждой персоне отдельно в общий график, чтобы отслеживать ключевые тенденции.

Кроме того, в системе содержатся аналитические данные с указанием основных информационных рисков, преимуществ, ключевых высказываний интересующих Кремль персон, причем каждому фигуранту выборов посвящена отдельная подстраница, которая обновляется в режиме онлайн. Другие страницы системы содержат общие графики: анализ валовой медиаактивности и активности в блогосфере всех кандидатов и партий, а также базовые выводы по итогам дня или недели. Одним из пользователей этой системы является первый замглавы администрации Вячеслав Володин, добавил собеседник в администрации.

Пока при помощи новой системы администрация мониторит кампанию по выбору мэра Москвы.

Собеседник издания в администрации сказал, в частности, что, по данным новой системы, основным информационным риском врио столичного градоначальника — единоросса Сергея Собянина — на выборах мэра Москвы, например, является отсутствие персонализации его образа в глазах избирателей: москвичи не видят, что городом управляет именно Собянин.

Назначенного на пост градоначальника в октябре 2010 года чиновника, который ранее занимал высокие должности зампреда правительства РФ (2008–2010), главы администрации президента (2005–2008) и губернатора Тюменской области (2001–2005), москвичи до сих пор воспринимают абстрактно, как человека-функцию.

Минимальное количество рисков зафиксировано для кандидата от ЛДПР Михаила Дегтярева: СМИ о нем не пишут вообще никак — ни хорошо, ни плохо.

Интересная ситуация сложилась для оппозиционного политика Алексея Навальногою. За неделю количество негативных сообщений о нем в блогосфере сильно превысило число позитивных, что ранее было совершенно нехарактерно:

обычно в блогосфере он показывает себя лидером. Стоит отметить, что при этом Кремль не учитывает в мониторинге посты прокремлевских «ботов», молодогвардейцев и так далее; ведется мониторинг только живых аккаунтов.

Шквал негатива начался после интервью Навального Ксении Собчак в программе «Собчак живьем» на телеканале «Дождь» и интервью руководителя его штаба Леонида Волкова для Lenta.Ru. Некоторые журналисты и политологи почувствовали себя персонально задетыми резкими оценками их работы, которые были даны в этих интервью, в частности шуткой Навального о том, что после его прихода к власти надо «скормить всех политологов животным в зоопарке». Кроме того, пользователям и блогерам не понравилось излишне агрессивное самопозиционирование Навального и некоторая неконкретность его предвыборных обещаний.

Между тем штаб Навального также заметил эту тенденцию, и Леонид Волков в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» сказал, что, безусловно, медиастратегия кандидата Навального и его штаба будет скорректирована.

«Мы следим за происходящим и делаем выводы, поэтому, конечно, стратегия будет скорректирована. Однако я не стал бы делать из нынешней негативной волны трагедию:

Алексей сейчас сосредоточен на проведении встреч с избирателями во дворах, на общении с реальными людьми, а не только в блогосфере», — сказал «Газете.Ru» Волков.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко сказал «Газете.Ru», что на месте Навального для преодоления негативной информационной волны он бы просто признал свою ошибку и публично извинился.

«Митрохин (Сергей Митрохин — кандидат в мэры Москвы от «Яблока». — «Газета.Ru») в интервью той же Собчак именно так и сделал, когда она вспомнила отдельные некрасивые эпизоды его биографии, он на этом ничего не потерял, а впечатление остается благоприятное.

Навальный, мне кажется, переоценил степень слепоты любви к нему его сторонников», — считает Минченко.

Оппозиционный политолог Станислав Белковский сказал «Газете.Ru», что бесплатных советов штабу Навального, как скорректировать медиастратегию, он давать не будет, однако готов объяснить причины произошедшего на этой неделе всплеска негатива.

«Я не сомневаюсь, что решения о том, как себя позиционировать, Навальный принимает сам и только сам. Мне кажется, он решил, что его репутация среди хипстеров, креативного класса, интеллигенции безупречна, и недооценил, что на этих людей отлично воздействовали его легкость, ирония и самоирония. Вместо этого он решил разыграть «Путина 2.0», --

считает Белковский. — Его образ и риторика в последнюю неделю – это образ Путина, только молодого и красивого. Таким образом он хотел увеличить свою электоральную базу, давая при этом понять тем, кто задает ему неудобные или некорректные вопросы, что они просто не понимают, что явился мессия, который всех спасет, и вопросами мессию отвлекать не следует.»

Эксперт предположил, что Навальный недооценивает негативное влияние выбранной им стратегии на интеллигенцию. «Сама по себе как электорат эта группа малочисленна, но она имеет большое медиавлияние, и именно эти люди своим влиянием раньше создали ему серьезную репутацию. Возможно, энергия его фан-клуба влияет на его видение реальности, искажая его, так как поддержкой интеллигенции ему в любом случае пренебрегать не следует», — отмечает Белковский.