Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Три по оскорблению

Госдума одобрила во втором чтении законопроект об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих

Депутаты Госдумы одобрили во втором чтении законопроект об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. По сравнению с первым чтением депутаты смягчили тюремные сроки за потенциальное преступление. Кроме того, в законопроекте появилось понятие умышленности в оскорблении и осквернении религиозных чувств и предметов.

Во вторник Госдума во втором чтении приняла законопроект об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. На этот раз, впрочем, депутаты отказались от идеи ввести в УК новую статью, которая в первой редакции предусматривала тюремный срок от трех до пяти лет за оскорбление религиозных чувств. Вместо этого решили переписать уже существующую 148-ю статью УК (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий).

Новая редакция законопроекта предлагает меньшие тюремные сроки — от одного до трех лет.

Так, за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», будет грозить штраф до 300 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до года. В первой редакции в этом пункте была использована формулировка «публичные оскорбления». «Надо обязательно доказать умышленность», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» замглавы думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству единоросс Александр Ремезков. Три года лишения свободы или штраф в 500 тыс. рублей грозит за те же действия, только совершенные в местах религиозных обрядов.

Пятилетний тюремный срок в старой редакции законопроекта, принятой в первом чтении 9 апреля, предполагался за осквернение религиозных объектов. В новом варианте этот пункт из названия законопроекта исключили. Вместе с тем, добавили наказание за умышленное публичное осквернение религиозной литературы и предметов религиозного почитания: за это придется заплатить от 30 до 50 тыс. рублей.

Глава комитета Ярослав Нилов (ЛДПР) пояснил «Газете.Ru», что формулировку об осквернении культовых мест убрали для того, чтобы не порождать конкуренцию законодательных норм. «У нас есть статьи, которые уже охватывают это. Например, наказание за вандализм», — сказал он.

Ремезков, в свою очередь, подчеркнул, что законопроект был внесен группой депутатов, которые представляют все фракции, и все материалы со всеми авторами поправок были обсуждены.

Это заявление вызвало возмущение у Бориса Кашина от КПРФ. «Вас ввели в заблуждение о том, что с нами что-то обсуждали. Тут не обошлось без влияния клерикального лобби», — сказал он, обращаясь к Ремезкову. Коммунист был не согласен с «антиконституционной формулировкой» в проекте, согласно которой под нарушением права на свободу совести и вероисповедания понимаются действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Большинство депутатов Кашина не услышали.

Не поддержали и его коллегу по фракции Олега Смолина, который предложил сохранить в законе все, что касается осквернения религиозных объектов и исключить то, что касается религиозных чувств. «Понятие оскорбление чувств не поддается юридическому определению», — настаивал депутат. Он попытался объяснить, что у нерелигиозных людей тоже есть сакральное пространство. Смолин спросил Ремезкова, как он относится к тому, что Петр I переливал колокола на пушки, на что докладчик ответил, что ему сложно судить, чем руководствовался Петр I.

Ремезков на все доводы оппонентов имел один ответ, суть которого в следующем: все уже было обсуждено на «круглом столе» в марте, в котором участвовали представители разных конфессий и правозащитники, и данная редакция отражает все их пожелания.

Член Общественной палаты Иосиф Дискин в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что в законопроекте была снижена криминальная составляющая, но в то же время повышены штрафы, что укладывается в нынешнюю декриминализацию системы наказания. В целом он не поддерживает законопроект, так как он дискриминирует другие чувства, например патриотические.

Глава СПЧ Михаил Федотов, в свою очередь, считает, что первая редакция законопроекта и вторая — это два разных документа. «Текст приведен в более менее нормальный вид. Главная суть поправок в том, что не вводится отдельный состав преступления, не вводится дополнительное наказание», — сказал он «Газете.Ru».

Новости и материалы
Суд наложил арест на активы и счета Иванова
Защита арестованного Иванова настаивает на незаконности расследования
Разведчик сообщил число убитых и раненых на Украине французских наемников
Врач назвала самые вредные перекусы для школьников
Считавшуюся потерянной картину Густава Климта продали на аукционе за €30 млн
Министр обороны ФРГ заявил о больших объемах производства оружия в России
Российские эксперты заявили, что вирусы, обнаруженные в комарах и клещах, не несут рисков
Следствие проверит деятельность экс-жены арестованного Иванова
В МИД РФ назвали цель визита Блинкена в Китай
В посольстве России в США раскритиковали тайную передачу ATACMS Украине
Россияне рассказали, как домашний интерьер влияет на их ментальное здоровье
Захарова объяснила вето РФ на резолюцию США по ядерному оружию в космосе
20-летнему жителю Мордовии дали 15 лет тюрьмы за поджог подстанции
Ювелир заявил, что обручальное кольцо Николая Баскова стоит как московская квартира
США заявили об отражении ракетной атаки хуситов в Аденском заливе
Зеленский рассказал об исходе конфликта России и Украины
США обвинили Россию в разработке спутника с ядерным устройством
Анна Михалкова сыграла в психологическом триллере
Все новости