Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Они так странно понимают патриотизм»

Писатель Акрам Айлисли, за чье ухо в Азербайджане объявили награду, рассказал «Газете.Ru», что в свои 75 лет он готов стать политическим беженцем

Азербайджанский писатель Акрам Айлисли, представитель поколения «шестидесятников», за свой роман-реквием «Каменные сны» был объявлен предателем на своей родине, а также лишился звания народного писателя и президентской пенсии. Дошло до террора — проправительственная партия «Современный Мусават» объявила награду за ухо писателя и поручила исполнение «приговора» молодежному крылу партии. Преследованию со стороны государства и политиков-популистов писатель подвергся за то, что своим романом попытался примирить армян и азербайджанцев. В интервью «Газете.Ru» он рассказал, почему Азербайджан и другие страны на постсоветском пространстве преследуют писателей за художественные произведения.

— В февральском распоряжении Ильхама Алиева, которым он лишил вас звания народный писатель и пенсии, президент обвиняет вас в авторстве произведения, «неподобающего званию азербайджанского писателя», в «искажении истории Азербайджана», в формировании «антигуманного образа азербайджанского народа».

— По-моему, очень важно отметить, что подобные обвинения в адрес больших писателей можно найти и в истории Советского Союза и Российской Империи. Начиная с Гоголя и Салтыкова-Щедрина правительства могли обвинить в антигуманности по отношению к своему народу. Но обвинение не кажется мне справедливым.

— Главный герой романа «Каменные сны» — актер, армянин по происхождению Садай Садыглы хочет одного: «молить Бога простить мусульманам зло, которое они совершили над армянами». Эта примирительная позиция вызвала такую реакцию?

— Я много раз говорил, что выступаю за то, чтобы сблизились враждующие народы армян и азербайджанцев. Но государственная политика очевидно против этого. Чтобы решить вопрос Нагорного Карабаха, нужно подготовить почву, нужно, чтобы население Нагорного Карабаха поверило нам (азербайджанцам. — «Газета.Ru»), что мы готовы принести извинения. Но здесь в Баку все только пишут и говорят, что армяне — наши исторические враги.

Мой роман — не политический, но в нем я выступаю против нагнетания нездоровых отношений между народами. Меня обвиняют в односторонней позиции. Но в моем романе есть очень хорошие азербайджанцы, прекрасные люди, такие как доктор Фарзани. Именно поступки таких людей, как доктор Фарзани, говорят о том, что наш народ нравственный и добрый.

— Роман «Каменные сны» был написан еще в 2006–2007 годах, но был опубликован только в декабре в московском журнале «Дружба народов». Почему вы так долго ждали, случайно ли, что вы его опубликовали во время эскалации конфликта летом прошлого года (в августе 2012 года президент Азербайджана Ильхам Алиев своим указом помиловал азербайджанца Рамиля Сафарова, убившего в 2004 году в Будапеште спящего армянского офицера, вместе с которым проходил обучение по программе НАТО «Партнерство во имя мира»)?

— Да, роман действительно впервые был опубликован в декабре прошлого года в журнале, в котором я часто раньше публиковался. Роман я оставил, думал, придет время, и я его напечатаю. Прошлой осенью я решил, что именно искусственное нагнетание отношений между армянами и азербайджанцами перешло всякие границы, кругом сплошная пропаганда против армян. Поэтому я решил высказаться, эта пропаганда никому не идет на пользу – ни армянам, ни азербайджанцам. Поэтому я решил рискнуть.

— Считаете ли вы, что против вас запущена политическая кампания? Такой вывод напрашивается после того, как парламент Азербайджана, собравшись в 2013 году, первым делом осудил «Каменные сны». Представители правящей партии «Ени Азербайджан» потребовали извинений автора, объявив вас предателем, а спикер Асадов заметил, что «в происхождении всех, кто поддерживает Айлисли, есть что-то подозрительное».

— Мне сложно ответить, но мне обидна эта кампания, каждый день мои книги сжигают в разных регионах, по телевидению о романе рассказывают люди, которые ни малейшего представления не имеют об этой книге. Но, к сожалению, много людей находится, которые верят тому, что им подсовывают. Я, к сожалению, иногда забываю, в какой стране я живу – наша конституция защищает свободу слова, но находятся те, кто нарушает конституцию. Они берут художественную вещь и обсуждают как политический манифест, художественная вещь — это живой организм, а с ним нельзя так…

…Извините, я сегодня что-то сильно сдал, и трудно сейчас размышлять о политике. Сегодня у меня единственное утешение, я много лет искал своего друга московского писателя Андрея Битова, сегодня я наконец с ним немножко поговорил, и полегче стало. А так вообще-то очень тяжело.

— Президент Ильхам Алиев и его окружение прибегают к идеологии пантюркизма в кризисные политические периоды, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем?

— Оппозиция и действующая власть по вопросу моей книги наконец-то смогли объединить свои взгляды, так что они объявляют, что я затронул вопрос нашей независимости и национальной безопасности. Но писатель все-таки имеет право высказаться. Но они политизируют художественные вещи и используют это в свою пользу, может, они так странно понимают патриотизм. Это меня огорчает, сейчас Азербайджан в мире пытается показать себя цивилизованной страной. Но они жгут мои книги, причем не только «Каменные сны», они жгут все мои книги, и это показывают по телевидению.

— Вы не первый писатель, живущий на постсоветском пространстве, который становится объектом нападок властей и политиков-популистов. Так, в 2010 году президент Чечни Рамзан Кадыров сказал о писателе Германе Садулаеве, что «он не чеченец, даже не мусульманин, даже не человек». Садулаев ранее раскритиковал исламизацию чеченского общества. И вы, и Садулаев как писатели сформировались еще во времена советского интернационализма, а в новых обществах активно эксплуатируется идея объединения граждан вокруг внешней угрозы. Считаете ли вы эту риторику внешней угрозы причиной преследования вас и других писателей?

— Скорее всего, это так, писатель не связан с политикой, но он может лишить власти их собственного оружия убеждения. Местная интеллигенция защищает меня, но у них нет таких ресурсов, как у государственной пропаганды.

— Лидер партии «Современный Мусават» Хафиз Гаджиев призвал своих последователей поступить с вами, как поступали в свое время анатолийские турки — то есть отрезать ухо. Призыв кажется совершенно невероятным, насколько реально его исполнение?

— Конечно, есть опасения, но я человек не слабый. Мне кажется, он, Гаджиев, исполняет чей-то заказ, пытается довести меня до страха, ужаса. Но я постараюсь каким-то образом не обращать внимания на него. Ведь вообще встает вопрос, насколько законно такая партия может существовать в цивилизованном государстве.

— Как вы планируете защищаться? Правоохранительные органы обеспечивают вашу безопасность?

— В полиции знают, я обращался к ним. Они сообщили, что знакомы с ситуацией. Но меня, конечно, никто не будет охранять. Я, кроме того, сегодня обратился ко всем посольствам, чтобы они ознакомились с моим романом и высказались, можно ли за художественное произведение так преследовать писателя.

— Опасаетесь ли вы судьбы Орхана Памука и Салмана Рушди?

— Знаете, человеку надо, чтобы он мог дышать воздухом, если меня лишат воздуха, то я, возможно, буду вынужден уехать из страны. Но в 75-летнем возрасте я не хотел бы уезжать. Посмотрим, как будет развиваться ситуация, окончательного решения я пока не принял, но все идет к тому, что мне придется просить политическое убежище. Это печально.

— Ожесточенная реакция на ваш роман не заставила вас пожалеть о том, что вы написали «Каменные сны»?

— Я даже на секунду не думал, что я написал роман, который обидит мой народ. Меня давно обвиняли, что я печатаюсь в Москве, и это почему-то означало, что я пытаюсь представить азербайджанцев в нелицеприятном свете. Но обычно люди, которые знакомились с моими книгами, говорили обратное.

Новости и материалы
Власти Харьковской области обвинили в воровстве денег на фортификации
Прохор Шаляпин заявил о малообразованности молодых артистов
«Уехали и уехали»: Сосо Павлиашвили об артистах-эмигрантах
Несколько взрывов произошло в Днепропетровской области Украины
В Харькове произошел взрыв
Десять человек доставили в полицию после массовой драки подростков в Саратове
Еще три человека скончались от отравления наркотиками в Астрахани
Легенда «Спартака» усомнился, что команде нужно искать нового тренера
Еще одного погибшего нашли под завалами в Белгороде
«МЧС пофотографировались и уехали»: в Усть-Ишиме жители сами спасают электростанцию от подтопления
Мария Погребняк рассказала о проблемах с самооценкой после первой беременности
Слуцкого признали лучшим тренером в Китае
Мужчина «упал животом на нож» во время вечеринки с коллегами в Петербурге
Сальдо связал обстрел Белгорода с поражениями ВСУ
В Белгороде седьмой раз за сутки объявлена ракетная опасность
Еще двое погибших извлечены из-под завалов в Белгороде
Владимир Стержаков раскрыл, почему ушел из МХАТа: «Это была подлость»
Врачи спасли россиянина с ножевым ранением в сердце
Все новости