Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Национальный вопрос испортит выборы

Околокремлевский фонд предлагает частично отменить прямые губернаторские выборы в нацреспубликах

Ольга Кузьменкова 15.11.2012, 21:27
Околокремлевские эксперты не считают, что прямые выборы должны быть повсеместно Reuters
Околокремлевские эксперты не считают, что прямые выборы должны быть повсеместно

Национальным республикам предлагают отказаться от прямых губернаторских выборов. Предложение выдвинули эксперты созданного при «Народном фронте» фонда, после того как Владимир Путин призвал обдумать возможные варианты. Эксперты говорят, что в инициативе есть «рациональное зерно», напоминая, что в Дагестане выборы главы региона не проводились ни разу за всю историю республики. Главред «Кавказского узла» называет идею «дискриминационной».

Губернаторские выборы, возвращенные президентом Дмитрием Медведевым в последние месяцы его руководства страной, могут частично отменить. Проект очередной политической реформы описан в докладе околокремлевского Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), текст документа в четверг представили журналистам.

Околокремлевский фонд предлагает экспертному сообществу обсудить варианты отхода от прямых губернаторских выборов в национальных республиках.

Результаты этой общественной дискуссии руководитель фонда, советник первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина Дмитрий Бадовский обещает в виде аналитической записки направить в администрацию.

По его словам, над новыми схемами определения глав регионов в ИСЭПИ начали думать после того, как проблему проведения выборов на Северном Кавказе обозначил Владимир Путин. Еще в середине октября, встречаясь с активом «Народного фронта», президент сказал, что «надо найти этот инструмент». «Вместе с тем, и что очень важно, мы не можем для одного региона страны ввести одни правила, а для других регионов — другие правила, иначе это разрывает общее политическое поле страны, у нас страна перестает быть единым государством», — подчеркнул Путин.

Сохранить конституционное положение о равенстве субъектов федерации эксперты ИСЭПИ предложили с помощью поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Федеральный закон должен стать рамочным, а форму губернаторских выборов (прямые или непрямые) должны самостоятельно определять уже регионы, причем с помощью народного голосования, предлагают эксперты. На референдум будет выноситься предложение отказаться от прямых выборов главы субъекта в пользу одного из четырех вариантов, разработанных околокремлевским фондом.

По мнению экспертов ИСЭПИ, регионы не станут злоупотреблять предоставленным правом, и отказ от прямых губернаторских выборов произойдет лишь в нескольких из них. «Переход, конечно, будет в единичных случаях», — сказал руководитель фонда Бадовский.

«Единство правового регулирования предполагает, что любой регион имеет право, не только национальные, но и все остальные. Но что касается фактического перехода, то я думаю, что в конечном счете это будет затрагивать небольшое количество территорий», — добавил он.

Согласно первому варианту, на пост губернатора может претендовать один из депутатов регионального законодательного собрания, за которого будут голосовать его коллеги по парламенту. В этом случае применение «президентского фильтра» не обязательно, а «муниципальный фильтр» отменяется. Подобная форма, констатируют эксперты ИСЭПИ, влечет за собой привязку по времени выборов в местный парламент и выборов губернатора: выборы высшего должностного лица «оптимально проводить в течение года после формирования нового ЗС», говорится в докладе. Кроме того, в этом случае можно будет уйти от единого дня голосования.

Вторая схема выборов высшего должностного лица подразумевает иную схему выдвижения кандидатов. В губернаторских выборах смогут участвовать кандидаты от всех политических партий, имеющих отделения в регионе, однако перед регистрацией им «желательно» пройти консультации с президентом. Собирать подписи муниципальных депутатов будет также не нужно, поскольку кандидату придется расположить к себе членов законодательного собрания. Голосование парламентариев позволит отказаться от проведения выборов в единый день голосования.

Лишь третий вариант, предложенный ИСЭПИ, допускает возможность прямого голосования граждан, правда, выбор им предоставляется из весьма ограниченного списка кандидатур. Выдвинуть своих представителей смогут лишь партии, представленные в законодательном собрании региона. Кандидатам рекомендуется пройти консультации с президентом, после чего они смогут зарегистрироваться на выборах.

Один из вариантов, разработанный экспертами, наиболее близок к той системе, которая действовала в России последние семь лет и была отменена лишь 1 июня этого года.

Согласно этой схеме (четвертому варианту), президент вносит на рассмотрение регионального парламента подходящую, по его мнению, кандидатуру, а законодательное собрание ее утверждает. Однако в отличие от системы, принятой в 2004 году, новая схема предлагает увязать выборы губернатора и выборы парламента. На пост руководителя региона смогут претендовать лишь три человека, возглавляющие предвыборный список партии-победителя на выборах в заксобрание.

По мнению Бадовского, последний вариант является наиболее оптимальным в российских условиях. «Я вам честно признаюсь. Если бы у меня спросили, возвращать губернаторские выборы или не возвращать, я бы сказал: «Не надо». У нас страна сложная, — объяснил он. — Механизмы парламентской республики в данном случае и есть некий выход, некая модель. Таким образом, глава региона является избранным, причем избранным не только в качестве представителя политической партии и депутата, но он является избранным в том числе и в качестве кандидата на пост губернатора».

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов напоминает, что вариативность в региональном избирательном праве существовала и раньше, из-за чего в Дагестане ни разу не проводились выборы главы региона.

В этой республике введение непрямых выборов имеет «рациональное зерно», считает Голосов. В экспертном сообществе, говорит он, было опасение, что прямые мажоритарные выборы руководителя региона «неминуемо обострят все конфликты до предела». В случае с другими субъектами федерации «многое будет определяться тем, какая установка у Кремля», поскольку региональная исполнительная власть способна «продавить через референдум что угодно».

«Понятно, что в интересах самих губернаторов было бы покончить с этими выборами. Однако, если Кремль им намекнет достаточно внятно, что «не надо этого делать, мы это придумали для Дагестана, вас это, в общем-то, не касается, вы имеете такое право, но у вас будет больше проблем с нами, чем выгоды…» Если такая мысль пройдет, то, может быть, они и согласятся с тем, чтобы выборность сохранять. Тем более что та выборность, которая введена, она от назначаемости мало отличается», — рассуждает эксперт.

По мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, наиболее очевидных претендентов на очередное изменение выборного законодательства два. Помимо Дагестана эксперт называет Карачаево-Черкесию. «Тема ухода от унификации в структуре управления на самом деле абсолютно оправдана. В принципе, любой регионалист вам скажет, что невозможно в российских регионах использовать одинаковые схемы, — говорит Кынев. — Но на самом деле нужно уходить не только от того, что касается навязывания всем регионам единой формы исполнительной власти, но и в том числе выборов представительной власти тоже».

Эксперт подчеркивает, что речь, в любом случае, должна идти не о назначениях, а о различных формах выборов.

«С точки зрения исполнительной власти для таких регионов больше всего подходит схема парламентской республики, коллегиальных органов власти и принцип ротации.

Для парламентов — различные избирательные системы, позволяющие соблюдать этнические балансы, в том числе возможны многомандатные округа с этническими квотами. Аналогичное уже было в Дагестане до 2003 года. Этот опыт был гораздо более успешен, чем принудительная унификация 2000-х», — напоминает Кынев.

Главный редактор интернет-издания «Кавказский узел» Григорий Шведов не считает, что подобные изменения в законодательстве необходимо вводить для национальных республик. «Именно на Северном Кавказе людям хорошо видно, какие результаты достигаются главами регионов…

Невозможно принимать такие дискриминационные нормы для каких-либо субъектов Российской Федерации. Везде главы регионов должны выбираться.

Те варианты, которые я услышал, — это разнообразное жонглирование нормами, которые сводятся к единому знаменателю: ограничение права избирать и быть избранным», — считает Шведов.