Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Избирательная кампания – это ведь не палаточный лагерь в лесу»

«Газета.Ru» поговорила с главными кандидатами в мэры Химок от власти и от оппозиции — Олегом Шаховым и Евгенией Чириковой*

Кандидаты в мэры Химок, выдвиженец от «Единой России» Олег Шахов и лидер «Движения в защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова, накануне выборов рассказали «Газете.Ru» о том, как они понимают демократию, стоит ли оппозиционерам участвовать в выборах и надо ли звать политических оппонентов на работу в мэрию.

Олег Шахов: «Если бы не я, Чирикову бы никто не узнал»

— Планируете ли вы в случае победы на выборах работать не только с довольными властью горожанами, но и с рассерженными?

— Работать буду со всеми. А каких именно рассерженных горожан вы имеете в виду? Чем именно рассерженных?

— Например, недовольных строительством дороги через лес или пробками.

— Еще есть горожане, рассерженные качеством услуг ЖКХ, размером пенсий, очередями в детские сады и многим другим. Работать будем со всеми жителями и с общественными организациями. Задача – организовать систему обратной связи со всеми группами населения.

— Как именно можно выстроить такую систему?

— Механизмы на самом деле давно всем известны. Во-первых, если я стану мэром, мы сохраним все пять моих общественных приемных, которые работают в городе в данный момент. Во-вторых, будем улучшать качество работы «горячей линии», в-третьих, никто не отменял письма граждан и личные приемы. Вот сейчас я только что со встречи с избирателями во дворе одного из домов, и они тоже беспокоятся, буду ли я доступен для них в случае избрания. Я им обещал, что буду не только принимать граждан у себя по записи, но и регулярно выезжать в различные районы города и проводить открытые встречи с населением. Наконец,

у меня есть личный Twitter, и я, став и. о. мэра, дал указания всем заместителям мэра, руководителям департаментов тоже его завести, чтобы жители могли напрямую писать чиновникам о проблемах.

Наконец, наладим отношения с общественниками, которые выражают интересы целых групп населения — молодежи, пенсионеров, инвалидов, ветеранов.

— И как вы будете строить работу, учитывая, что эти мнения часто противоположны друг другу?

— Знаете, развитие часто тормозится в ситуации, когда сто человек — за какой-то шаг, а один — против. Согласитесь, так часто бывает, в итоге не делается ничего. В этой связи я всем рассказываю и иногда

не без ностальгии вспоминаю о принципе демократического централизма, которые были приняты в нашей комсомольской юности. Принцип был простой: право высказаться и защитить свою позицию имеет каждый. Но если большинство голосует за какое-то решение, его исполнение становится обязательным для всех.

Надо учиться договариваться между собой. Вот пример: подходит ко мне на встрече с избирателями пенсионерка, просит, чтобы у дома поставили лавочку. Тут же другая начинает ей возражать: «Только не лавочки, там будут собираться пьяные компании». Я им на это говорю: вы сначала между собой договоритесь.

Надо этому учиться, иначе прогресса не будет.


— А с рассерженными горожанами, которых политические проблемы волнуют, будете работать? Я имею в виду протестующих с Болотной.

— Мэр – в первую очередь должность хозяйственника. У него задачи, чтобы в городе были хорошие дороги, чтобы свет горел, чтобы было безопасно. Если у общественной организации есть конкретные предложения по жизнедеятельности города, мы готовы с ней разговаривать.

— Если вы выиграете выборы, то ключевые посты в мэрии займут люди из других регионов, которых вы знаете по прошлым местам работы, или все-таки химчане?

— В первую очередь будем искать выходцев из Химок. У меня большой опыт управленческой работы, и я знаю, что лучше всего работать с профессионалами, которые хорошо знают территорию и давно на ней работают. Другое дело, что это не должно быть единственным требованием. Думаю, будем проводить открытые конкурсы на многие должности.

— А жителя Химок Евгению Чирикову (признана в РФ иностранным агентом) на работу в мэрию возьмете?

— А на какую должность? В чем она специалист?

— В экологии, например.

— Она окончила институт по этой специальности? Что она знает об экологии? Но я не говорю, что не готов ее взять на работу в мэрию: она окончила МАИ, это уважаемый мною вуз. Его выпускники – технические специалисты, и если Чирикова является специалистом в какой-то отрасли, имеющей непосредственное отношение к управлению городом, то она может принять участие в конкурсах на ключевые вакансии. Кричать и обещать могут многие, пиар-эффекта добиться легко. А вот что-то сделать могут немногие.

Чирикова вообще стала знаменита благодаря трассе на Санкт-Петербург, которую я спроектировал. Если бы не я, никто ее бы не знал (смеется).

— Это действительно так?

— Странно, что вы этого не знаете, Чирикова постоянно повторяет, что это Шахов Химкинский лес загубил. На самом деле когда мы проектировали эту трассу, сделали все экологические экспертизы, которые доказывают, например, что дополнительная дорога на Петербург решает экологическую проблему Химок, возникшую из-за постоянных пробок на Ленинградском шоссе. Но об «экологическом балансе» Чирикова не знает. Но еще раз говорю: если я выиграю, то мы будем готовы к диалогу со всеми горожанами, а не только с лояльными.

Евгения Чирикова: «Останавливаться нельзя, надо бороться дальше в случае и победы, и поражения»

— Вы довольны тем, как идет кампания?

— Я очень благодарна людям, которые меня поддержали, которые перечисляли мне деньги, работали у меня в штабе сутками, бросив все. Спасибо Коле Ляскину, Сереже Агееву, Алле Чернышовой, Оле Пахтусовой – всех перечислить просто невозможно. Огромное спасибо Эльдару Рязанову за то, что, когда я лишилась возможности проводить встречи с избирателями во всех залах Химок, он дал мне возможность провести мероприятие в Москве в кинотеатре «Эльдар». А вот тем, как на этих выборах против меня применили административный ресурс, я недовольна категорически.

На мой штаб идет давление властей, людей обманывают фальшивыми соцопросами, которые показывают, как химчане высоко ценят человека, который им организовал пробку на ближайшие 30 лет, отказавшись расширять Ленинградку.

Местные газеты каждый день поют панегирики Шахову… Вот этим я недовольна. Но мы не сдаемся: в пятницу будет митинг-концерт, на котором выступят многие известные люди, нам дадут крытую эстраду в парке Толстого, и я уверена, что мы несмотря ни на что соберемся и еще раз поговорим с избирателями и объясним им, что их обманывают.

— Как вы считаете, всегда ли в поражениях оппозиции виновата только власть и только административный ресурс?

— Вы знаете, для нас опыт такого участия в выборах – первый. И, конечно, в первый раз нам, обычным людям, которые однажды поняли, что их обворовывают, трудно противостоять огромной административной машине.

Против меня используют саму мерзкую пропаганду, включая заявления о том, что я Гитлер, что я в храме голая танцую, что у меня медаль за участие в войне во Вьетнаме… Я понимаю, вы смеетесь, а бабушки в ужасе.

Сложно эффективно противостоять этому, но мы учимся. Все жизненные ситуации надо прорабатывать и учиться на них, причем делать это как можно более честно и гласно. Все получится в итоге, я уверена. Как бы ни повернулась жизнь, останавливаться нельзя и надо бороться дальше – и в случае победы, и в случае поражения.

— В борьбе против пропаганды помогли бы большие деньги, а я так понимаю, крупного спонсора вы на кампанию не нашли…

— Категорически с вами не соглашусь. Через интернет, через частные пожертвования мы как раз собрали просто огромные деньги: полмиллиона рублей. Это огромные деньги для меня, и я горжусь, что мы привлекли такой ресурс. И мы отчитаемся за каждую копейку.

— Насколько я знаю, на хорошую кампанию тратят миллионы долларов, а не рублей...

— Не может быть! Предельный размер избирательного фонда на выборах в мэры ограничен миллионом рублей, если вы используете большие средства, вы нарушаете закон. А если начинаете платить не из фонда, значит, вы ведете кампанию нечестно. Хотя не знаю, может, Шахов что-то кому-то приплачивает, но для меня этот путь неприемлем. Нельзя требовать от власти соблюдать закон и самому его при этом нарушать.

— Почему вы не привлекли к работе в кампании профессиональных политтехнологов? У вас в штабе работают активисты, а не специалисты по пиару.

— Я не очень доверяю политтехнологам, потому что большинство из них обычно имеют опыт работы на крайне неприятных людей. Если люди работают только за деньги, может возникнуть вопрос цены такого человека. Если же люди работают исходя из своих гражданских убеждений, то они мотивированы идеей куда лучше, чем деньгами. Поэтому я решила опираться на людей с гражданской позицией и одновременно развивать систему привлечения денежных средств. Это удалось. Но главное – быть честным до конца и придерживаться принципов в том числе финансовой прозрачности: собираешь средства публично – отчитайся потом. Мы это обязательно сделаем.

— Как вы считаете, какое значение история с выборами мэра Химок будет иметь для всей оппозиции в целом?

— Это история очень важная, потому что она показала, как можно объединяться для конкретных общих дел, причем дел новых и непривычных.

Избирательная кампания – это ведь не палаточный лагерь в лесу, это новый формат и новый вызов. Мы уже сейчас сделали многое, и это еще не предел: надо обязательно участвовать в выборах и дальше, учиться противостоять административному ресурсу и произволу и выигрывать.

Что до меня лично, то, конечно, было в этом опыте – вне зависимости от результата – много неприятного: меня и Собчак высаживали из троллейбуса, про меня говорили гадости, я увидела, что пропаганда власти действительно работает.

Да, наша пропаганда, наша альтернатива пока не так сильна, но зато у нас впереди много возможностей развиваться и в итоге победить. Как бы ни сложилось все дальше, стану я мэром или нет, я продолжу свою борьбу за то, чтобы люди в нашей стране жили за счет своих рук и мозгов, а не за счет природных ресурсов. И я буду обязательно помогать другим общественникам, которые будут бороться за то, чтобы занять позиции во власти… Вообще помогать людям, которые борются за свою Родину, чтобы в России была нормальная жизнь и работали законы.

*  признана в РФ иностранным агентом
Что думаешь?
Загрузка