Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Навальный не убедил чужую родню

Алексей Навальный встретился с родственниками арестованных по «болотному делу»

Алексей Навальный первым из организаторов «Марша миллионов» встретился с родственниками фигурантов «болотного дела». Несмотря на его подробные объяснения, близкие арестованных так и не поняли действий оппозиции, приведших их сыновей и братьев в тюрьму. Навальный предположил, что «болотные» узники получат «маленькие или условные сроки».

«Этих людей держат в заложниках», — терпеливо повторял оппозиционер Алексей Навальный, обращаясь к родственникам фигурантов «болотного дела».

На встречу в офис проекта «Роспил» приехали родственники Артема Савелова, Андрея Барабанова, Степана Зимина, Михаила Косенко, Ярослава Белоусова и Федора Бахова — половины из 12 человек, находящихся в СИЗО по делу о массовых беспорядках 6 мая.

Часть обвиняемых получают адвокатскую помощь от проекта «Росузник», с которым сотрудничает Навальный. Координатор «Росузника» Сергей Власов тоже присутствовал на встрече.

Навальный говорил, а родственники арестованных слушали, не сводя с него внимательных глаз. Никто из фигурантов «болотного дела» не должен был сидеть больше 5 суток, потому что даже если кто-то и кидал камни, то это мелкое хулиганство, а не участие в массовых беспорядках, уверял оппозиционер. Он помогает фигурантам «болотного дела» непублично, потому что найти адвокатов и собрать деньги на оплату их работы эффективнее, чем выступить на очередной пресс-конференции, продолжал он. Слова Навального вызвали у родственников арестованных гамму чувств — от скепсиса и сомнения до понимания и желания видеть в нем союзника.

Сестра ученого Федора Бахова Мария писала в тетрадке замечания к словам Навального и украдкой показывала их Тамаре, жене студента МГУ Ярослава Белоусова. Девушки переглядывались, выражая недоверие к словам оппозиционера.

Желание задать вопросы организаторам «Марша миллионов» родственники арестантов высказали в прошлый вторник во время встречи с правозащитниками из движения «За права человека». Тогда родители и сестра одного из «заложников» — ученого Федора Бахова — заявили, что у них к лидерам протеста накопилось много вопросов. Среди прочего их интересовало, почему митинг назывался «Маршем миллионов» при заявленных 5 тысячах участников, а также зачем оппозиционеры начали «сидячую забастовку» на Болотной площади.

И, едва Навальный закончил свою вступительную речь, Мария Бахова задала ему вопросы, которые звучали еще неделю назад. Оппозиционер начал было отвечать, затем прервался, принес белую офисную доску, положил ее на пол перед участниками встречи, сел на корточки и начал рисовать зеленым маркером схему Болотной площади, объясняя, где полицейское оцепление должно было стоять, согласно заявке организаторов, и где оно стояло 6 мая.

Сестра Бахова наивно поинтересовалась, почему оппозиционеры не вызвали «полицейское начальство» и не потребовали передвинуть оцепление на заявленное место. Навальный терпеливо объяснял, что именно этого и добивались участники сидячей забастовки.

Отец Артема Савелова, извиняясь, перебил оппозиционера и уточнил, можно ли было как-то выйти из «образовавшегося загона». «Всех, кто оказывался в этом загоне, уводили в автозак», — пояснил Навальный. Отец Савелова энергично закивал головой: «Вот-вот, я это и хотел уточнить».

Сестра Бахова вместе с женой Белоусова продолжали забрасывать Навального вопросами. Тот терпеливо объяснял: заявка на 5 тысяч человек — это «уловка», к которой регулярно прибегает оппозиция, «потому что митинг на 50 тысяч человек никто никогда не согласует». Заявление о незаконных действиях полиции 6 мая в Следственный комитет подали на следующий день после митинга — обращались в московское ведомство, потому что бумагу на имя генпрокурора Юрия Чайки и главы СК Александра Бастрыкина все равно бы спустили в нижестоящую инстанцию.

В разговор вступила подруга Степана Зимина Саша. Она вспомнила просьбу координатора «Росузника» Сергея Власова передать в камеру Зимину лук, чеснок и кипятильник. И попросила больше не организовывать добровольных передач в СИЗО: толпа сочувствующих может быстро израсходовать лимит на передачи, и тогда близкие Зимина не смогут передать ему вещи.

Власов объяснил, почему в камеру решили передавать лук и чеснок. Вместе с Зиминым сидит человек из списка Forbes, который не просто отремонтировал камеру, но и купил туда тренажеры. Еду на камеру готовит повар. И, по словам адвоката Зимина, посещавшего своего подзащитного, тому там не хватает только лука, чеснока и кипятильника. Власов продолжал: адвокат попросил сделать Зимину эту передачу, чтобы тот почувствовал поддержку. Впредь такого не повторится, и теперь все передачи будут идти только через «Росузник», закончил Власов. Подруга Зимина вежливо, но жестко перебила его: «Через меня. Все передачи только через меня».

С критикой на «Росузник» обрушилась сестра Бахова Мария. Родственникам арестованного ученого не понравилось замечание Власова в адрес третьего адвоката, которого наняла семья Бахова. Он заявил, что Александр Васильев ранее вел громкие дела националистов

(в частности, он был защитником Евгении Хасис, приговоренной к 18 годам за соучастие в убийстве адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой. — «Газета.Ru») . Кроме того, «Росузник» зачем-то сообщил, что Бахов почвовед, а не химик. После всего этого, опубликованного на сайте «Росузника», семья Бахова решила отказаться от помощи проекта. «К взаимному удовольствию», — подчеркнула сестра арестованного. Власов пытался объяснить, что помимо того, что адвокат Васильев считается «правым», есть и другой момент: три адвоката не могут эффективно работать, поскольку им сложно координировать свои действия.

Отец Артема Савелова согласился: «Три поварихи на кухне — бардак». Сестра Бахова отвела глаза в сторону и неожиданно обратила внимание на список фигурантов «болотного дела», висящий на стене в офисе. На доске синим маркером крупно написаны имена «заложников», их адвокатов и помогающих организаций, красным маркером добавлены сроки арестов. Напротив фамилии Бахова по-прежнему указано — «Росузник».

— А кто вообще все это написал? — спросила Бахова.
— Это динамически обновляемый список… — начал объяснять Навальный.
— Как-то мало у вас тут… — сказала Бахова и замолкла, усмехнувшись.
— Чего вам тут не хватает? — поинтересовался оппозиционер.
— В общем, ладно… — девушка положила руки на сумку. — Мне действительно уже пора идти.

Но, прежде чем она успела встать, подруга Зимина, откашлявшись, задала вопрос, предупредив, что он, «наверное, самый сложный» для всех собравшихся. Бахова, помедлив, осталась сидеть

— Каков, на ваш взгляд, исход дела? — быстро выговорила девушка Саша.

Навальный отвечал, что пока исход дела неизвестен, и начал просчитывать вслух варианты развития событий. На сегодняшний день, сказал он, обстоятельства складываются так, что «заложникам» «дадут маленькие или условные сроки».

Девушка Саша кивнула и неуверенно поджала губы.

После оптимистического прогноза Навального разговор еще некоторое время крутился вокруг частных вопросов. И родственники арестованных начали расходиться без особых эмоций и надежд.

Новости и материалы
Почти все современные ПК на Windows рискуют получить метку об устаревшем железе
«Реал» запретил Мбаппе участвовать в Олимпиаде
Муж главы Гагаузии сообщил, что с супругой нет связи после ее прилета в Кишинев
Названы решающие матчи Джикии для продолжения карьеры в «Спартаке»
Губерниев пожелал Валиевой овладеть тремя профессиями
Старая Nintendo DS оказалась у японцев популярнее PlayStation 5
В Пентагоне заявили о возможных поставках на Украину ЗРК Patriot
В России ужесточат надзор за вывозом золота
Названо условие, при котором «Динамо» может претендовать на победу в РПЛ
В Киеве эвакуируют две больницы после видео «с анонсом удара» от КГБ Белоруссии
В Петербурге дворник спас девушек от пожара, взобравшись по трубе
Авербух рассказал, зачем нужен допинг в фигурном катании
Ученые нашли у мышей способность к стратегическому мышлению
Барецкий о тюрьме для иноагентов: «Начну переговоры с Shaman»
Дина Аверина: хотелось бы, чтобы ЦСКА закончил сезон в тройке
Легенда «Спартака» призвал забыть о Квинси Промесе
Муцениеце о победе в суде: «Радостного мало, стыдно»
В КНДР планируют воспитывать больше кадров, готовых к современной войне
Все новости