Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Военно-промышленная неустойка на 4 миллиарда

Иран собирается отсудить у России $4 млрд за непоставку зенитно-ракетных комплексов С-300

Иран собирается отсудить у России $4 млрд за непоставку зенитно-ракетных комплексов С-300. Соответствующий иск в международные арбитражные инстанции Женевы был подан более года назад. У этого дела мало перспектив, уверены источники в российском ВПК: Москва сошлется на то, что просто выполняла обязательства перед Совбезом ООН, наложившим на Иран санкции.

Иран пытается наказать Россию за отказ поставлять исламской республике ракетно-зенитные комплексы С-300, контракт по которым Москва заморозила летом позапрошлого года, объяснив это необходимостью выполнять требования резолюции Совбеза ООН, наложившей на Тегеран торгово-экономические санкции.

Сумма иска, предъявленного Ираном к России и рассматривающегося международном арбитраже Женевы, составляет $3 985 159 773,32, об этом стало известно в четверг.

Истцом в деле выступает министерство обороны Ирана и The Aerospace Industries Organisation, головное предприятие иранского ВПК, отвечающее за военное ракетостроение. Ответчиком является российский монополист на рынке экспорта вооружений компания «Рособоронэкспорт», в годовом отчете которой, опубликованном в четверг, раскрыты подробности тяжбы. Иск был подан иранской стороной еще 13 апреля 2011 года без особой огласки.

Скандал вышел наружу только несколько месяцев, когда на пресс-конференции в Москве иранский посол Махмуд Реза Саджади объявил, что его страна подает на Россию в международный суд (тогда речь шла о Международном суде ООН). «Юридически мы считаем, что отгрузка С-300 не входит в резолюцию Совбеза ООН. Мы направили свой иск, чтобы решение суда помогло России осуществить эти поставки, чтобы у России был юридический козырь», — говорил тогда Саджади. О финансовой составляющей претензий иранской стороны дипломат не обмолвился ни словом.

Пять лет назад Москва и Тегеран заключили договор на поставку пяти дивизионов С-300, причем сделка долгое время держалась в секрете. После того как о ней было объявлено официально, эксперты начали гадать о сумме контракта, сойдясь на цифре примерно в $800 млн. Выполнение контракта стало политической картой в большой игре, которую Москва вела с Вашингтоном: недопущение вооружения Ирана хоть и не самыми новыми, но эффективными средствами ПВО было принципиальным моментом для американцев. Не потерял этот вопрос актуальности с приходом к власти в США Барака Обамы: начав в 2009 году «перезагрузку», две страны сошлись на том, что с поставками вооружений Тегерану можно и погодить, а когда в июне 2010 года Совбез ООН решил наказать исламскую республику за упорное нежелание сделать свою национальную ядерную программу прозрачной, эмбарго на поставки вооружений в Иран стали одной из главных составляющих санкций. Москва этот пакет мер в отношении Тегерана поддержала, надолго подпортив отношения с прежним союзником. ЗРК так и не были переправлены в Иран, хотя глава российского МИДа Сергей Лавров и утверждал, что С-300 — оружие оборонительное и, следовательно, не может подпадать под действие санкционных мер.

Осенью того года Москва свою позицию уточнила: в указе тогдашнего президента Дмитрия Медведева «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года» в список запрещенных к поставке в Тегеран вооружений попали и С-300.

Иск в женевский арбитраж был подан полгода спустя.

Дата рассмотрения иска в Женеве так и не назначена. Источник «Интерфакса» в российских военно-промышленных кругах выразил уверенность в том, что он вообще вряд ли будет рассмотрен.

«Выполнение контракта было приостановлено в связи с введением международных санкций на поставку в Иран оружия. Россия, как известно, официально объявила, что аннулирует контракт по С-300 и возвращает полученный аванс в сумме $166,8 млн», — заявил он. Откуда взялась цифра почти в $4 млрд, он не указывает. Руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов перечислил для «Газеты.Ru» возможные составляющие этой суммы: «Во-первых, сумма в $800 млн была оценочной, она вполне могла быть и выше $1 млрд, во-вторых, иранцы понимают, что по сравнению с 2007 годом доллар обесценился, в-третьих, они наверняка что-то подстроили в своей системе ПВО под С-300, и это могло рассыпаться, и, наконец, для них это моральный ущерб». Правда, Пухов полагает в отличие от представителя ВПК, что иск к «Рособоронэкспорту» вполне может быть и удовлетворен.

Россия возвращала Ирану только аванс, о неустойке речи не было, в январе этого года рассказывал глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, опровергнув посла Саджади, объявившего о выплате российской стороной штрафа за разрыв соглашений за несколько дней до этого.

Новости и материалы
В КНДР назвали санкции против страны петлей на шее США
Минздрав исключил антибиотики из стандарта лечения ОРВИ
В России продолжается нехватка медицинских работников
В посольстве России в США раскритиковали тайную передачу ATACMS Украине
Россияне рассказали, как домашний интерьер влияет на их ментальное здоровье
Захарова объяснила вето РФ на резолюцию США по ядерному оружию в космосе
20-летнему жителю Мордовии дали 15 лет тюрьмы за поджог подстанции
Ювелир заявил, что обручальное кольцо Николая Баскова стоит как московская квартира
В Гидрометцентре предупредили о надвигающейся песчаной буре из Ливии
В России заявили, что США давят на Мексику в вопросе полетов россиян на Turkish Airlines
Британия вступила в схватку за Среднюю Азию
Логопед объяснила, как распознать у ребенка ранние признаки задержки речевого развития
Чиновники в Вашингтоне не верят в успехи ВСУ на поле боя
В Одессе решили сохранить проспект Гагарина
Словацкий евродепутат пронес на заседание Европарламента голубя
Ученые ускорили производство синтетических алмазов в сотни раз
В России разрабатывается новая линейка морских беспилотников
В Иране состоялась премьера фильма «Опьяненные любовью» с Ханде Эрчел
Все новости