Кого слушает президент

«225 не делится на 2, это проблема»

Администрация президента предлагает вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму

Екатерина Винокурова 10.02.2012, 20:12
ИТАР-ТАСС

Администрация президента предлагает вернуться к смешанной системе формирования парламента, но не решила пока, как избирать половину депутатов — по одномандатным или двухмандатным округам, говорят источники «Газеты.Ru». Эксперты одобряют отказ от предложенной президентом схемы, но и прежнюю смешанную возвращать все-таки не рекомендуют: она сохранит возможность сверхпредставительста одной партии в парламенте.

В ближайшие дни в Госдуму будет внесен законопроект, определяющий новый порядок формирования выборов в нижнюю палату парламента, что было анонсировано в послании президента Федеральному собранию в конце декабря 2011 года.

Согласно поручению Медведева, закон должен быть готов к 15 февраля, однако собеседники «Газеты.Ru» утверждают, что администрация может не уложиться в установленные сроки: концепция закона менялась уже три раза, а консенсус до сих пор не найден.

«Решили отказаться от системы 225 двухмандатных округов, хотя изначально предполагался этот вариант. Дело в том, что такая система никого не устраивает, даже «Единую Россию», — объясняет источник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента.

Согласно текущей концепции законопроекта, половина нижней палаты парламента все-таки будет избираться по пропорциональной системе по партийным спискам с пятипроцентным проходным барьером, эту информацию подтверждает источник «Газеты.Ru» в Кремле. Загвоздка в том, как формировать вторую половину, констатирует кремлевский источник.

«Это будут одномандатные округа. Или двухмандатные, но с выдвижением по партийным спискам», — колеблется источник в Кремле.

Собеседник «Газеты.Ru» в Белом доме напоминает, что изначально планировался переход к биноминальной системе выборов в Госдуму по 225 двухмандатным округам, на которую намекнул президент в обращении, — когда в каждом из 225 двухмандатных округов конкурируют партийные списки. Авторство идеи принадлежало экс-замглавы администрации президента Владиславу Суркову, который и был инициатором включения ее в послание президента.

Однако после перемещения Суркова в правительство и прихода в администрацию Вячеслава Володина концепция изменилась. Володин предложил вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму, однако столкнулся с трудностями: в послании Медведева прозвучала фраза о представителях по 225 территориям, после чего Кремль уже делал заявления о том, что возврата к одномандатным округам не будет.

«Они бы хотели выбирать половину парламента по двухмандатным округам, но 225 не делится на два, а эта цифра обязательно должна фигурировать в законе: президент не может ошибаться», — объясняет источник, близкий к администрации президента.

Собеседники «Газеты.Ru» говорят, что именно выбор между одномандатными и двухмандатными округами вызывает затруднения и разногласия в администрации, а в перспективе и опоздание с внесением законопроекта.

Один из источников предполагает, что окончательное решение предложат сделать Владимиру Путину.

Возврат к смешанной системе формирования нижней палаты, действовавшей до 2007 года, — половина депутатов избираются по партспискам, половина по одномандатным округам — сегодня не лучший вариант, он может привести к чрезмерному представительству одной партии в Думе, считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.

«Насколько я понимаю, предлагается вернуться к смешанной несвязанной системе, когда одна партия может выиграть все округа и получить одновременно много голосов по спискам. Это не вполне справедливо и характерно для стран, которые только переходят к демократии», — считает Кынев. По его мнению, предпочтительнее было бы перейти к смешанной связанной системе, когда процент голосов, полученных по партийным списком, определяет предельную долю мест, которые партия может занять в парламенте. «При этой системе вначале места достаются тем кандидатам, кто победил в мажоритарных округах. Затем, если у партии еще остались места по положенной квоте, оставшиеся места заполняются кандидатами из партийного списка. А если партии положено иметь по партийной квоте, допустим, 50 мест, а она ни одного округа не выиграла, то все эти 50 мест заполняются из ее партсписка, — объясняет Кынев. — То есть партсписки используются для корректировочного распределения мандатов и лишь дополняют итоги голосования в округах».

Если партийная квота в итоге оказывается меньше количества выигранных округов, то партия получает столько мандатов, сколько округов выиграла, а по партийной квоте - ни одного.

Также необходимо вернуть выдвижение независимых кандидатов, которые должны иметь право избираться в округах, и снизить проходной процентный барьер для партий, считает Кынев.

Описанная им система действует в Германии и Румынии.

С Кыневым согласен председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко.

«Биноминальную систему вводить сейчас не будут — не та политическая ситуация для революционных изменений. На самом деле, насколько я понимаю, администрация сейчас ищет вариант, как бы отказаться от анонсированной Медведевым идеи и вернуться к смешанной системе примерно в том виде, как это было до 2007 года. При этом логичным выходом был бы переход к смешанной связанной системе, как советуют многие политологи, однако сложно сказать, готова ли прислушаться к ним администрация», — сказал Макаренко «Газете.Ru».

Председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин сказал «Газете.Ru», что не видит ничего страшного, если внесение законопроекта опоздает на несколько дней, он обязательно будет внесен в ближайшие дни, уверен депутат.

Несвязанная система больше подходит России, чем связанная, она более актуальна в ситуации роста личности в политике, считают в «Единой России». «В нашей стране есть много территорий с различной социально-экономической ситуацией. Если следовать смешанной связанной системе, это может привести к тому, что сильные кандидаты будут выбирать для себя наиболее перспективные для избрания регионы, а сложные территории достанутся наименее опытным, нужен стимул, чтобы сильные кандидаты были готовы работать на наиболее сложных участках, — рассказал «Газете.Ru» первый замсекретаря президиума генсовета партии «Единая Россия» Сергей Железняк. — Смешанная несвязанная система мне видится более актуальной, так как она позволяет, с одной стороны, развивать конкуренцию партий и идей, а с другой стороны, дает каждой территории своего представителя и не ограничивает возможности попадания в Госдуму для ярких политиков только партийным список».