Принятие федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию Северного Кавказа затягивается, намекнул премьеру Владимиру Путину глава Дагестана Магомедсалам Магомедов. В своей речи он предположил, что в ближайшее время программа может быть не принята, в связи с чем попросил главу правительства сохранить финансирование социальных проектов республики в рамках «специальных» региональных программ и разработать такую для Дагестана.
«Если принятие северокавказской программы затягивается или переходит на 2015 год, мы просили бы, чтобы по республике была специальная программа — именно для того, чтобы мы могли поднять социальную сферу», — попросил Путина Магомедов, пояснив, что из-за разработки общей программы принятие отдельной ФЦП по региону было приостановлено.
Северокавказская ФЦП не будет утверждена в этом году, подтвердил «Газете.Ru» источник в аппарате вице-премьера Александра Хлопонина. По словам собеседника, в процессе работы с документом обнаружился ряд проблем, в том числе с финансированием программы.
Согласно проекту ФЦП, обнародованному летом на сайте Минрегиона, общие затраты на ее реализацию должны составить порядка 3,9 трлн рублей до 2025 года, из которых 2,7 трлн — из федерального бюджета. На 2012—2014 годы было запрошено 357,7 млрд. В проекте бюджета на 2012—2014 годы, который рассматривается в Госдуме, заложено менее 30% этой суммы. Вскоре после публикации проекта документа Минфин дал понять, что не согласует такие цифры.
«Те суммы, которые заложены в программе, это хотелки, которые еще нужно согласовать и утвердить»,
— согласен один из депутатов Северо-Кавказского округа. По его словам, сейчас госпрограмма согласована процентов на 70, однако «в этом году вряд ли что-то сдвинется», подтверждает он.
Самая дорогая ФЦП, действующая сейчас на территории Северо-Кавказского федерального округа, — «Юг России». Она рассчитана на 2008—2013 годы, общий объем финансирования — 145 млрд рублей, из которых 52 млрд выделяет федеральный бюджет. Срок действия второй по стоимости программы по социально-экономическому развитию Чеченской республики заканчивается в этом году. На нее было потрачено 124 млрд, причем почти 112 млрд — из федерального бюджета. Продолжит работать ФЦП по развитию Ингушетии, но по ней в ближайшие три года республика получит только 3 млрд рублей, общая стоимость программы — 32 млрд. Отдельной ФЦП по развитию Дагестана нет.
По словам собеседника в аппарате Хлопонина, согласованием бюджета программы занимаются три ведомства — это Минрегион, Минфин и Минэкономразвития. Последнее совещание было 18 октября, следующая встреча пройдет уже после праздников, когда ведомства определят предельный бюджет и список мероприятий, которые будут финансироваться. По итогам отзывов Минфина и Минэкономразвития Минрегион пишет новый вариант программы, он будет готов к началу ноября, рассказал источник в Минфине. При его составлении
Минрегиону было предложено опираться на те объемы финансирования, которые регионы округа выбирают из бюджета сейчас. «Они должны уложиться в фактически сложившиеся расходы», — рассказал собеседник.
Главная цель разрабатываемой программы — не забросать регион деньгами, пояснил на прошлой неделе полпред Хлопонин, а «создать условия, чтобы на территорию округа приходили инвесторы», которые будут открывать предприятия и развивать экономику «по наиболее конкурентоспособным отраслям».
В Минрегионе предоставить оперативный комментарий в понедельник не смогли.
В Чечне задержка с принятием общей госпрограммы обеспокоенности пока не вызывает. Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов заявил «Газете.Ru», что задержка принятия программы на ситуации в республике никак не скажется, потому что потребности и так определяются «с учетом возможностей федерального центра».
Однако в других северокавказских республиках опасаются того, что деньги начнут опаздывать.
«До того как появилась общая программа, мы рассчитывали на то, что нам выделят деньги как Чечне, отдельной программой, — рассказал «Газете.Ru» источник в правительстве Дагестана. — Но сейчас у нас большие проблемы в социальной сфере — сотни школ и больниц не ремонтировались с советских времен. По этим показателям мы сильно уступаем другим регионам». Дагестан — регион дотационный на 70%, и «почти все идет на социальные выплаты», напомнил источник.
Дагестан сейчас находится «в сложной ситуации», признает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Он намного больше той же Чечни и более разобщенный», — поэтому «Дагестан хочет больше, чем остальные». По словам депутата Госдумы Ахмара Завгаева, в этом году Чеченская республика получила из бюджета порядка 50 млрд рублей, Ставропольский край — около 18 млрд, подсчитал депутат Василий Зиновьев, а Дагестан — примерно 55—56 млрд рублей, оценил депутат Гаджимет Сафаралиев.
Переход на формирование бюджета по программному принципу должен произойти в 2013 году. Принятие общей программы для всего региона подразумевает, что вместо федеральных целевых программ, по каналам которых сейчас в регионы идет большая часть средств, будет действовать одна госпрограмма. «Мы уходим от «фэцэпэшек», потому что мы должны видеть, что на всем Северном Кавказе будет происходить», — говорил Хлопонин.
На сроки принятия программы могут оказывать влияние и приближающиеся президентские выборы, полагает Малашенко. «Для людей Кавказ — это то место, куда уходят миллионы, и никому не объяснишь, что на Бурятию уходит еще больше, никто не станет разбираться, как оно на самом деле», — рассуждает эксперт. На Кавказе «инвестиции — это просто плата за лояльность, а модернизации на самом деле не происходит», полагает Малашенко.