Кого слушает президент

Политические мытари

НКО и партии перейдут под контроль налоговиков и прокуроров

Светлана Бочарова, Екатерина Винокурова 27.10.2011, 23:46
minjust.ru

Министерство юстиции предлагает резко либерализовать регистрацию НКО и заметно упростить регистрацию политических партий. Это следует из законопроекта ведомства, текст которого оказался в распоряжении «Газеты.Ru». Если он будет принят, регистрировать партии и общественные объединения станет Федеральная налоговая служба.

Министерство юстиции намерено отказаться от функций, связанных с регистрацией, надзором, ликвидацией некоммерческих организаций, общественных объединений и политических партий, а также не хочет вести список экстремистских материалов, говорится в подготовленном ведомстве законопроекте, текст которого есть у «Газеты.Ru».

В частности, из закона «О противодействии экстремистской деятельности» предлагается исключить полномочия Минюста предупреждать общественные и религиозные организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, право ведомства обращаться в суд с требованием о ликвидации или запрете общественных организаций и обязанность вести список экстремистских материалов. Все эти функции Минюст готов передать Генпрокуратуре.

Регистрацию некоммерческих организаций предлагается передать Федеральной налоговой службе, а порядок регистрации заметно облегчить.

Соответствующие поправки предлагаются в законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О национально-культурных автономиях».

При этом если в отношении НКО и политических партий предусмотрена возможность отказа в регистрации, то в отношении профсоюзов отказы предлагается прямо запретить.

Из перечня оснований для отказа в регистрации политических партий предлагается, в частности, исключить пункты о том, что основанием для отказа в регистрации партии могут быть противоречия в ее уставе Конституции или федеральным законам, так как проверкой этого будет заниматься прокуратура. Кроме того, регистрирующий орган (ФНС) не сможет сам делать выводы о правдивости информации в представленных документах, так как этим теперь также будут заниматься по запросу силовые ведомства.

Главными основаниями, по которым партиям могут отказывать в регистрации, станут непредоставление всех необходимых документов, нарушение сроков предоставления, несоответствие названия или символики партии требованиям закона.

На регистрацию партий, как и всех других НКО, будет отведено 5 дней. Заявление о ликвидации партии или ее регионального отделения в суд будут вносить Генпрокурора или прокурор региона.

Предполагается, что регистрация всех видов НКО будет осуществляться в соответствии с федеральным законом о «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он разработан по поручению первого зампреда правительства Игоря Шувалова о разработке правовых актов, направленных на унификацию процедуры регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. Поручение было дано в августе этого года.

Проверки НКО Минюст планирует переложить на прокуратуру. Она и раньше могла проверять такие организации, но при проверках либо пользовалась заключениями Минюста, либо сама выносила представления Минюсту, если обнаруживала какие-то недочеты в его работе, говорит председатель совета НП «Юристы за гражданское общество», член Общественной палаты Дарья Милославская.

По мнению эксперта, передавать все функции Минюста ФНС и прокуратуре «преждевременно», для этого российское законодательство недостаточно систематизировано.

«Все-таки, при всех претензиях, особенно к представителям некоторых региональных подразделений Минюста, Минюст служит неким буфером между НКО и прокуратурой», — отмечает Милославская.

Вред может принести и введение фактически уведомительного порядка регистрации НКО: «Система законодательства, особенно об НКО, крайне несовершенна, и она не позволит ФНС регистрировать те организации, которые потом смогут хорошо работать», — предупреждает собеседница «Газеты.Ru», указывая на низкую правовую грамотность начинающих общественников и то обстоятельство, что на ФНС не предполагается возлагать обязанность проверять их уставы на соответствие законодательству. Может получиться так, что уже зарегистрированные НКО начнет массово закрывать или наказывать прокуратура, что вызовет нежелательную для всего сектора реакцию в обществе, пояснила эксперт.

Еще один представитель НП «Юристы за гражданское общество» Ольга Гнездилова в целом положительно оценивает инициативу Минюста, хотя отмечает, что говорить об уведомительном порядке регистрации НКО в России все равно нельзя.

«Уведомительный порядок предусматривает невозможность отказа в регистрации. А законопроектом предполагается, что общественникам все равно смогут отказывать на основании неправильно оформленных документов», — сказала Гнездилова «Газете.Ru».

В то же время эксперт отметила, что если поправки будут приняты, то некоммерческим организациям не смогут более отказывать в легализации на основании таких размытых формулировок, как «противоречия в уставе нормам нравственности». Ранее Минюст нередко просил общественные организации убрать из устава цели в виде защиты прав и свобод граждан, так как это, по мнению сотрудников ведомства, является исключительной функцией государства, а не объединений граждан. Теперь основания для отказа могут найтись только в неправильно оформленных документах, а правила игры станут более четкими, полагает Гнездилова.

Адвокат Вадим Прохоров относится к поправкам скептически. Он рассказал «Газете.Ru», что узнал о них некоторые время назад и что в целом инициативу Минюста можно было бы оценить положительно, особенно в части введения уведомительного порядка регистрации политических партий. Вопрос вызывает практика применения нового закона, говорит Прохоров, так как Федеральная налоговая служба может, как и Минюст, продолжить практику отказов оппозиционным партиям и движениям в регистрации, придираясь к запятым.

«Если стоит задача не регистрировать ни в коем случае, ее можно дать и Минюсту, и Федеральной налоговой службе, — говорит Прохоров. — Соринку в чужом глазу может найти любое ведомство».

Прохоров предлагает судить об эффективности и либеральности предлагаемых поправок после их принятия, когда они зарегистрируют или нет оппозиционные партии и организации, которым Минюст ранее в этом отказывал.

Глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев воспринял информацию о готовящихся поправках настороженно.

«Благими намерениями вымощена дорога в ад, — сказал Соловьев «Газете.Ru». — В конце концов, за годы работы многие партии уже научились понимать и предугадывать многие претензии специалистов Минюста. В ФНС же работают налоговики-экономисты, у них вовсе нет специалистов по политическим партиям».

Соловьев приводит в пример формально либеральное законодательство России по проведению массовых акций, митингов, пикетов и шествий. В нем уведомление о массовом мероприятии носит уведомительный характер, который на практике оказывается разрешительным, и оппозиционные акции власть не санкционирует. По мнению юриста, данные поправки могут быть разработаны с целью снять негативное отношение к России на Западе в связи с многочисленными скандалами, связанными с отказом в регистрации оппозиционным политическим партиям.

На практике же пока очевиден лишь один выигрывающий от принятия поправок — Минюст, который слагает с себя ответственность за довольно большой блок работы, говорит Соловьев.

Он также напомнил, что в последние годы все принимавшиеся законы, касающиеся политических партий и общественных объединений, только усложняли их жизнь, а не делали ее легче.