Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Вхождение в народ

Народная программа «Народного фронта» должна понравиться и правым, и даже коммунистам

Ольга Болотова 25.07.2011, 22:50
Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Возвращение одномандатников на всех уровнях выборов, полный отказ от назначаемости мэров, ослабление контроля за партиями, переход к выборности председателей судов и вывод администрации президента и самого главы государства с территории Кремля — эти идеи вошли в проект избирательной программы «Народного фронта» Владимира Путина.

Проект предвыборной программы «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Владимира Путина, с текстом которого ознакомилась «Газета.Ru», предлагает неожиданно либеральные для «Единой России» политические инициативы и традиционные патернализм и державничество в экономике и международных отношениях.

Работой над документом сейчас занимается фонд Институт социально-экономических и политических исследований во главе с бывшим президентом Чувашии сенатором Николаем Федоровым. К началу августа эксперты должны представить итоговый вариант этого документа. Статуса основного проекта этот документ не имеет:

«официальных черновиков» программы у института нет, заявил «Газете.Ru» исполнительный директор фонда и заместитель Федорова Андрей Чибис, она пока в стадии подготовки. По его словам, свои предложения к документу прислали «практически все известные эксперты», и сейчас они систематизируется и сводятся воедино.

В проекте, имеющемся в распоряжении «Газеты.Ru», более ста страниц. Он состоит из восьми разделов, охватывающих все аспекты жизни страны от стандарта качества жизни до описания требований к обороноспособности страны, и открывается программной преамбулой — разделом «Народная программа», в котором авторы подводят итоги прошедшего десятилетия и рассказывают о новом элементе политической системы РФ — «Народном фронте».

Курс на выстраивание вертикали власти в стране «во многом оправдал себя», убеждены авторы документа, поскольку «позволил сохранить политическое единство и территориальную целостность». Однако «при его проведении мы не избежали определенных издержек» — например, ослабления реального контроля граждан над властью.

По мнению авторов, это привело к росту коррупции, засилью бюрократии, произволу и безответственности чиновников. «Жизнь показала, что только усилиями сверху эти недуги не побороть», — полагают авторы документа, особо отмечая, что направление сложившейся государственно-политической системы в русло «подлинного народовластия» является одной из важнейших задач создания ОНФ.

Политический блок программы описывает каркас идеологии, которая должна быть близка не только единороссам, но и заявившим о намерении стать «второй правящей партией» правым.

«В демократическом государстве политика это результат конкуренции людей и мнений. В последние годы у нас снизились возможности влияния общества на власть», — признают авторы документа, но «тому были объективные причины». «История поставила Россию перед необходимостью консолидации общества, борьбы с региональным сепаратизмом и отдельными безнаказанными олигархами. Необходимо было обеспечить резкий рост экономики. Можно сказать, что последние десять лет мы жили по законам мобилизационного развития», — полагают авторы документа. «Для того времени такая модель была эффективна и устраивала большинство россиян», признают они, но с тех пор ситуация изменилась. «Сегодня перед нами стоят новые задачи, которые требуют развития частной инициативы и дополнительного развития политической конкуренции», — призывают разработчики.

Другая перекличка с программой, озвученной на партсъезде лидером «Правого дела» Михаилом Прохоровым, — возвращение выборности мэров и глав муниципалитетов. «Выбирать глав муниципалитетов только на основе всеобщего голосования (институт «сити-менеджера» может сохраниться только на переходный период). В итоге будет преодолено складывающееся двоевластие, ведущее к параличу управления муниципалитетом, перестанет размазываться ответственность между представителями власти, а граждане смогут реально спросить с того, за кого они голосовали», — полагают авторы текста.

Необходимо отказаться от выборов депутатов только по партспискам и вернуться к смешанной системе, считают авторы документа, а процедуру участия партий в выборах надо упростить — снизить требования к сбору подписей, восстановить регистрацию по залогу и сформировать минимальный перечень оснований для отмены регистрации партий и кандидатов.

Еще один блок программы, отсылающий к программным заявлениям «Правого дела», описывает предложения по борьбе с коррупцией: авторы документа фактически одобряют тактику и практику борьбы с коррупционерами, избранную Алексеем Навальным. В документе констатируется, что сейчас вместо наказания коррупционеров вышестоящие чиновники пытаются их защитить и «сохранить честь мундира». «Санкции наступают только тогда, когда факты коррупции невозможно скрыть от общественности», — признают авторы текста и призывают «жестко бороться с такими проявлениями корпоративной солидарности».

Необходимо «заставить чиновников доказывать легальность доходов и расходов», причем как своих, так и своей семьи. «Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, но кроме соответствующего конвенционного пункта. Настало время восполнить пробел», — говорится в проекте.

Законопроет, который позволял бы контролировать расходы госслужащих, уже просил подготовить премьер Путин. Однако до сих пор документ обнародован не был.

Кроме того, полезно будет запустить программу «Народный контроль», в рамках которой силами ОНФ «с привлечением граждан, общественных организаций, политических партий» будет вестись постоянный контроль за работой органов государственной власти и местного самоуправления. Второй шаг в этом направлении — оказание поддержки СМИ и «гражданам, раскрывающим факты коррупции».

Работа бюрократов не должна обходиться стране так дорого, заявляют авторы документа. Необходимо «сократить расходы на содержание органов власти всех уровней в части строительства дорогостоящих офисов, приобретения дорогих служебных автомобилей и оборудования, осуществления излишних и избыточных материальных трат».

Чиновники должны быть скромными во всем, ориентируясь на «самые необходимые в производственной деятельности федеральные стандарты производственного потребления», которые пресекут «постоянно растущие аппетиты чиновников разного ранга превзойти друг друга в престижных кабинетах и автомобилях и устраивать уют и пышность за счет казенных средств».

«Перенести из Москвы все федеральные ведомства, включая администрацию президента, правительство, Госдуму и Совет федерации, обеспечив их размещение в одном комплексе. Сообщение между зданиями ведомств не должно превышать 15 минут пешего хода. Московский Кремль необходимо объявить всемирным общедоступным культурно-историческим центром, территорию вокруг него превратить в пешеходную зону. Этот проект станет историческим решением с глобальной значимостью и популярностью и для москвичей, и для всех россиян», — радикальны авторы проекта.

Другие блоки программы насыщены социальными обещаниями, они должны понравиться куда более традиционному для «Единой России» электорату. Один из самых больших разделов программы посвящен проблеме доступности жилья.

Ее в проекте предлагается решать уже много раз проговоренными и экспертами, и чиновниками мерами — развивать институт соцнайма, то есть, согласно ст. 40 Конституции, предоставлять жилье малоимущим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, или бесплатно, или за доступную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов. Однако, напоминают авторы документа, «за исключением отдельных субъектов РФ эта статья нигде не работает».

«Общероссийский народный фронт» требует, чтобы российский законодатель обязал создать такие фонды повсеместно!» — ультимативно требуют авторы текста.

Описанию стандартов качества жизни и источников их повышения посвящен еще один большой раздел документа.

«Работающий человек в России не должен быть бедным!» — провозглашают авторы проекта программы.

Они перечисляют необходимые для искоренения бедности меры, о которых эксперты твердят уже не первый год: необходимость развития местного самоуправления, переход от «унитарного федерализма к федерализму, основанному на оптимальном балансе полномочий федерального центра и субъектов», необходимость тратить нефтегазовые доходы не только на пополнение резервов, но и на развитие страны («ибо только динамичное и разностороннее развитие экономики страны дает дополнительные, не только нефтяные и углеводородные, стратегически надежные ресурсы для преодоления возможных трудностей»). Там же уточняют, что необходимо развивать «цивилизованную конкуренцию» между людьми, идеями и общественными инициативами.

Для популяризации спорта авторы предлагают «в каждом регионе создать общественные движения «Здоровый регион», «Здоровый город». «Здоровый образ и спортивный стиль жизни, отказ от вредных привычек должны войти в моду!» — планируют разработчики.

Кое-где авторы проекта прибегают и к риторике ЛДПР. «Нынешняя напряженность в сфере межнациональных отношений — это, с одной стороны, следствие просчетов в национальной политике, а с другой — результат целенаправленной и финансируемой извне активности сил радикально-националистической и экстремистской направленности», — говорится в одном из разделов.

Отдельный раздел посвящен автолюбителям. ОНФ требует полной ревизии дорожных знаков и возвращения легально разрешенного уровня содержания количества алкоголя в крови.

«Существующий сегодня полный запрет на содержание алкоголя в крови привел только к росту злоупотреблений со стороны дорожной инспекции и нарушению прав водителей, но не к уменьшению числа правонарушений», — утверждается в документе.

Чиновник правительства и представитель «Единой России» сказали, что с проектом избирательной программы ОНФ не знакомы и подтвердить то, что данный документ может быть близок к финальному, не могут.