Где именно сейчас находятся Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, неизвестно: адвокатов система ФСИН уведомлять не обязана, а родственникам сообщат из колонии только по прибытии туда заключенных.
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант сказал «Газете.Ru», что узнал об этапировании своего подзащитного от жены Ходорковского Инны, которой было «демонстративно незаконно» отказано в свидании с осужденным и в предоставлении информации о нем.
С Лебедевым поступили иначе, сказал «Газете.Ru» его адвокат Константин Ривкин. Его брату Виктору разрешили свидание с Платоном Лебедевым, после чего того также этапировали в неназванную колонию.
На вопрос «Газеты.Ru», в какое исправительное учреждение могут отправить Ходорковского и Лебедева, Клювгант ответил, что Россия — страна большая и что угадать будет сложно.
По закону экс-руководителей ЮКОСа должны поместить в ближайшую колонию к их месту прописки, то есть в одно из учреждений Московской области. Вместе с тем, если там мест нет, то их могут направить в колонию в любом регионе страны, напомнила депутат Госдумы от «Справедливой России» генерал-майор МВД Татьяна Москалькова. Она отметила, что после того, как заключенного определяют в колонию не по месту жительства, перевести его оттуда можно только при наличии особых обстоятельств, например, из-за опасения за его жизнь и безопасность заключенного или тяжелой болезни.
Предложения изменить законодательство и разрешить перевод заключенных, отбывающих срок в особо отдаленных от дома местах, когда в колониях поближе будут появляться места, появлялись в последнее время, напомнила Москалькова, но инициативы не нашли поддержки в Госдуме.
Отсутствие мест в подмосковных колониях и стало в 2005 году формальным поводом отправить Ходорковского в Краснокаменск Читинской области, а Лебедева — в Харп Ямало-Ненецкого автономного округа.
В Московской области есть всего одна мужская колония общего режима — ИК-6 в Коломне, она может принять обоих осужденных.
В управлении ФСИН по Московской области «Газете.Ru» сказали, что места есть и постоянно появляются новые площади, а условия заключения постепенно приближаются к евростандартам.
Этапирование в другую колонию означает отсрочку рассмотрения ходатайств об условно-досрочном освобождении Ходорковского и Лебедева, которые уже отбыли половину своих сроков и имеют право на УДО, поскольку Уголовно-исправительным кодексом предусмотрено рассмотрение ходатайств по месту отбытия наказания. Подать ходатайства сразу по прибытии в колонию Ходорковский и Лебедев, скорее всего, не смогут: для рассмотрения вопроса суд должен изучить характеристику администрации колонии на осужденного, причем администрации понадобится некоторое время, чтобы составить свое мнение.
Защита Ходорковского и Лебедева повторно направила их ходатайства об УДО в Преображенский райсуд 7 июня. Ранее суд вернул ходатайства осужденным, мотивируя отказ недокомплектом документов: там не хватало текста приговоров и кассационных определений, одно из которых адвокаты к тому времени еще не получили из Мосгорсуда.
Ранее на перенос рассмотрения в провинцию намекал высокопоставленный чиновник в Минюсте.