В пятницу свой ответ Институту современного развития, который считается «мозговым центром» Дмитрия Медведева, дала партия «Единая Россия». В ответ на доклад «Обретение будущего. Стратегия-2012» центр социально-консервативной политики единороссов заслушал и обсудил документ «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика». Доклад был подготовлен экспертами — участниками рабочей группы по доработке «Стратегии-2020», в частности членом Общественной палаты Вячеславом Глазычевым и экономистом Ириной Стародубровской.
<1>Доклад оказался критическим по отношению к действующей системе власти. По мнению авторов, в политической системе России имеет место «далеко зашедший кризис».
По их оценке, региональные и местные власти, хотя и полностью встроены во властную вертикаль, на практике, вместо того чтобы проводить на местах «единую взаимосвязанную» политику федерального центра, «испытывают на себе противоречивые требования различных ведомственных, в том числе контрольных структур, часто имеющие мало общего с действительностью».
Политика федерального центра в отношении регионов называется в докладе «противоречивой» и «несбалансированной»: от губернаторов и мэров одновременно требуют и повышения эффективности, и сохранения «любой ценой» социальной стабильности, что тормозит проведение любых серьезных реформ.
На этом фоне региональные элиты утрачивают навыки и мотивацию заботиться об интересах своих территорий, действуя в «собственных личных и узкогрупповых интересах». Этот процесс обусловлен резким ограничением «вертикальных лифтов» и отсутствием социального заказа на ярких, самостоятельных политиков, которые активно вытесняются из сферы публичной деятельности, говорится в докладе.
Политический плюрализм в стране отсутствует, общество не структурировано в соответствии с идеологическими и политическими программами — и все это имеет место на фоне растущих протестных настроений, в том числе националистических, отмечают эксперты.
Для выхода из кризиса предлагается пять сценариев, два из которых радикальны — дальнейшее усиление централизации страны и немедленная демократизация с возвратом к выборам губернаторов и восстановлением автономии каждого уровня власти.
Среди умеренных сценариев перечислены сохранение статус-кво, постепенные административная децентрализация и возврат к демократическим механизмам, а также развитие общественных механизмов управления при ограниченной децентрализации и демократизации.
У каждого из этих сценариев есть свои преимущества и риски, отмечается в докладе. Так, рисками сценария немедленной демократизации называются большая вероятность прихода к власти на местах на волне протестных настроений политиков популистского и националистического толков.
При реализации сценария централизации «деградация системы будет нарастать, а ее способность решать позитивные задачи — еще больше снижаться», убеждены эксперты. Эмиграция из страны наиболее активной части населения продолжится, а протестные настроения будут расти, что грозит «неконтролируемыми политическими и социальными последствиями».
Единороссы из ЦСКП выбрали пятый, консервативный сценарий. Он предлагает начать демократизацию с муниципалитетов, проводя ее дифференцированно. Для городов с населением свыше 100 тысяч человек предусмотрен переход к прямой выборности мэров, так как в таких городах возможна партийная конкуренция и затруднена криминализация. В малых городах прямые выборы градоначальников предлагается вводить по мере выдвижения новых лидеров их общественных институтов при поддержке с окружного уровня власти. Сельские поселения численностью до 500 человек предлагается перевести под прямое управление региональной власти.
Процедура назначения губернаторов должна стать более публичной — с праймериз в партиях, имеющих большинство в регионе, теледебатами и консультациями с общественными организациями. Переназначение губернаторов также должно быть мотивировано успешностью их работы в глазах населения, считают специалисты.
«Пятый сценарий наиболее благоприятен, и мое заявление сводится к тому, чтобы сохранить существующую систему с сохранением нынешней системы назначения губернаторов, с сохранением полпредств», — сказал «Газете.Ru» замруководителя генсовета «Единой России» Юрий Шувалов.
«Никакой связи с докладом Института современного развития наши тезисы не имеют, — утверждает один из разработчиков документа, председатель комиссии ОП по региональному развитию политолог Вячеслав Глазычев. — Это работа, которую мы ведем уже пару месяцев».
По словам Глазычева, представленный документ — только часть «серьезного доклада» по «Стратегии-2020», который эксперты должны подготовить к сентябрю. В итоговом документе не будет единой консолидированной позиции и четкой стратегии, заверил Глазычев, а будут описаны последствия и риски различных сценариев развития.
Сегодня группу по доработке «Стратегии-2020» можно назвать «мозговым центром Путина», считает эксперт Института социальных систем Дмитрий Бадовский. Работа по выработке стратегии развития сконцентрирована в рабочих группах под непосредственным руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Другой вопрос, во что это превратится на этапе принятия политических решений уже с учетом перспектив 2012 года.