Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Главы муниципальных преобразований

Рейтинг российских мэров

Повсеместное введение поста сити-менеджера в России порождает новый конфликт — между назначенными управленцами и избранными мэрами городов, гласит исследование влиятельности глав ста крупнейших муниципалитетов России. Прежний конфликт — мэра и губернатора — уходит в прошлое.

Составлен первый рейтинг политического влияния глав 100 крупнейших городов России (текст есть у «Газеты.Ru»). Это аналогия знаменитого рейтинга политической выживаемости губернаторов. Авторы — фонд «Петербургская политика» Михаила Виноградова и холдинг «Минченко консалтинг» Евгения Минченко.

В пояснительной записке к рейтингу говорится, что города — участники рейтинга отбирались по числу жителей: в самом крупном из учтенных — Новосибирске — 1,4 млн человек, в самом маленьком — Сызрани — 179 тыс. Мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко в списке нет: их позиции оцениваются в рейтинге выживаемости губернаторов.

Эксперты оценивали, в частности, способность мэров доработать до конца срока своих полномочий, уровень их популярности у населения, отношения с региональными властями, собственное влияние в городе и характер взаимодействия глав городов и сити-менеджеров (там, где такие есть).

Подавляющее большинство мэров в рейтинге — «троечники» и «ударники». «Двоечников» семеро — это мэры Химок Владимир Стрельченко, об ожидающейся отставке которого прямо сообщают эксперты, Петропавловска-Камчатского Владислав Скворцов, отставки которого добивается «Единая Россия», Бийска Анатолий Мосиевский, главы Сыктывкара Сергей Ивкин, Ангарска Леонид Михайлов, Волжского Марина Афанасьева и Владимира Александр Рыбаков, чьей скорой замены также ожидают эксперты.

«Отличников» в списке еще меньше — пятеро. Большинство из них, как и мэры-неудачники, избраны прямым голосованием.

Это мэры Орска Виктор Франц, Йошкар-Олы Леонид Гаранин, Нижневартовска Борис Хохряков, Комсомольска-на-Амуре Владимир Михалев, Калуги Николай Любимов. В комментариях к отличным оценкам эксперты нередко отмечают близкую перспективу введения в этих городах поста сити-менеджера. Среди сити-менеджеров и глав городов большинство — «троечники» и «ударники».

2010 год стал рекордным по числу перестановок на уровне глав городов, отмечают эксперты.

В 34 из 100 городов появился новый мэр, глава муниципального образования или сити-менеджер, а в некоторых городах, в том числе таких крупных, как Екатеринбург, Нижний Новгород, Челябинск, перестановки касались и главы, и сити-менеджера. Из 20 крупнейших городов прямые выборы удалось сохранить в 11. «Двухголовая» система муниципальной власти вводится либо при поддержке непопулярных мэров, которые «предпочитают делать акцент на выстраивании внутриэлитной, а не электоральной коммуникации», либо против воли избранных мэров, но всегда при поддержке губернаторов. Главы регионов нередко продвигают эти решения со ссылкой на принятое на федеральном уровне «политическое решение» о всеобщем введении сити-менеджеров, отмечают эксперты. «Однако у экспертов рейтинга существуют сомнения в том, что с федерального уровня по этому вопросу поступала недвусмысленная и четкая команда», — говорится в комментарии к работе.

Классический конфликт 90-х — начала 2000-х годов между мэрами и губернаторами уходит в прошлое,

отмечают эксперты. В таких конфликтах федеральный центр чаще всего поддерживает глав регионов, а не мэров. При этом, как правило, конфликты имеют объективную причину и воспроизводятся даже при смене градоначальника. Излишняя подконтрольность мэра губернатору при таких условиях приводит к тому, что мэр начинает конфликтовать с общественными и элитными группами.

Теперь существует риск усиления конфликтов между главами городов и сити-менеджерами этих же населенных пунктов (диархия существует во многих крупнейших муниципалитетах) из-за отсутствия ясного ответа на вопрос, кто из этих должностных лиц главнее, отмечают эксперты. Последний конфликт такого рода случился в Туле.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что рейтинг мэров свидетельствует о повышении уровня подконтрольности муниципальных властей губернаторам. В то же время отказ от прямых выборов мэров снижает легитимность самих муниципальных властей. Однако в процессе согласования кандидатуры сити-менеджера (на эту процедуру региональные власти имеют непосредственное влияние) приходится договариваться с местными элитами. «А для этого требуется умение», — отмечает собеседник «Газеты.Ru». «Если же просто примитивно строить вертикаль, исключить политические конфликты невозможно, потому что политика вечна и остановить политическую борьбу невозможно», — говорит Виноградов.

Новости и материалы
ВСУ перестали применять одно из наиболее разрекламированных вооружений
Выброшенная на берег моря в Приморье мина оказалась учебной
Экс-разведчик заявил, что посольства Украины участвуют в вербовке наемников
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
В ДНР заявили о переброске ракет ATACMS на территорию Украины
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США
Минск будет противостоять расширению НАТО
В Китае заявили о стабилизации отношений с США, но есть детали
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
Защита обжалует приговор «крабовому королю» Кану
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Все новости