Уже через два месяца президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама могут подписать новый договор о сокращении наступательного вооружения (СНВ). «В основном текст согласован, остаются еще некоторые непринципиальные нестыковки», ― заявил журналистам в среду помощник российского президента по международным вопросам Сергей Приходько.
«Документ может быть подписан в марте ― апреле. Это реальный срок», ― уточнил кремлевский чиновник.
«Скорее всего, это будет в первом полугодии», ― на всякий случай добавил он. «Завершение работы экспертов (над договором) надо совместить с графиками президентов обеих стран, которые уже сформированы», ― объяснил Приходько.
Известно и предположительное место встречи.
Церемония подписания может состояться в Праге. Чешскую столицу в качестве места возможного подписания называют в экспертных кругах, близких к американской стороне. «В Москве этот выбор не отвергают», ― заявил источник в Кремле.
В конце прошлого года американцы уже давали понять, что лучше всего СНВ подписать не в России или США, а на нейтральной территории ― в Европе. В декабре, когда срок старого договора истекал, назывались несколько вариантов ― Хельсинки, Рейкьявик и Прага. По информации председателя думского комитета по международным делам Константина Косачева, существует множество вариантов, где будет подписан договор. Прага среди них. «География подписания договора имеет минимальное значение сейчас», ― уверен депутат.
Сейчас, рассказал Приходько, идет доработка «формулировок и юридического языка», отдельных деталей. Помощник Медведева отметил, что американские партнеры «не политизируют ни технические сложности, ни расхождения».
По словам Косачева, который участвует в переговорах, с «начала декабря по конец февраля произошло серьезное сближение позиций сторон». Это стало понятно на следующий же день после начала очередного раунда переговоров в понедельник. «Техническая часть договора согласована ― осталось только шлифовать переводы», ― уверен депутат.
Поэтому «март ― апрель» Косачев называет «абсолютно адекватным ситуации и темпу работы» периодом для подписания. «В большей степени речь уже идет о согласовании графиков президентов, чем о работе непосредственно делегаций на местах», ― заметил он «Газете.Ru».
В том, что разногласия между Москвой и Вашингтоном практически преодолены, не сомневается глава Центра международной безопасности ИМЭМО Алексей Арбатов. На его взгляд, Россия может даже рассчитывать, что в тексте будут увязаны сокращение стратегических наступательных вооружений и проблема противоракетной обороны. «Для нас это важно, для американцев ― не очень», ― отметил эксперт, предположив, правда, что Вашингтон все-таки ограничится «самой общей фразой».
«Главный подводный камень будет при ратификации договора», ― предрекает Арбатов. В американском конгрессе настаивают на том, чтобы Белый дом представил законодателям для анализа проект Договора СНВ еще до его подписания. Кроме того, 40 республиканцев и демократ-ренегат Джозеф Либерман в сенате написали президенту письмо, в котором высказали сомнение, что «дальнейшие сокращения (ядерных арсеналов) отвечают интересам национальной безопасности США» без «серьезной программы модернизации» сил ядерного сдерживания. Для ратификации международных договоров требуется 2/3 голосов (66 из 100), а сейчас республиканцев в сенате уже 41.
СНВ-1 был подписан в 1991 году, срок его действия истек 5 декабря 2009 года.