Реформа основ

Медведеву предложена радикальная политическая реформа

Роман Баданин, Светлана Бочарова, Ольга Болотова 03.02.2010, 09:18
ИТАР-ТАСС

В течение века Россия должна вернуться к пятилетнему президентскому сроку, отменить цензуру, допустить реальную многопартийность, расформировать МВД и ФСБ, вступить в НАТО. Таковы некоторые идеи направленного президенту доклада Института современного развития, считающегося «мозговым центром» команды Дмитрия Медведева.

66-страничный доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра» представляется в Москве в среду. Под документом две подписи ― главы ИНСОРа Игоря Юргенса, считающегося представителем либерального крыла в окружении президента, и экономиста Евгения Гонтмахера. По словам последнего, доклад стал итогом ряда закрытых дискуссий в ИНСОРе, к которым были привлечены специалисты во всех сферах.

Доклад, текст которого есть в распоряжении «Газеты.Ru», написан в жанре эссе, в него в осовремененном виде включены более ранние доклады ИНСОРа.

Гонтмахер противопоставил доклад ИНСОРа «Стратегии-2020», которая считается программным документом для «Единой России», возглавляемой премьер-министром Владимиром Путиным.

«Всем понятно, что такие документы, как «Стратегия-2020», как минимум устарели, кроме того, они не содержат понятных принципов, они написаны «и нашим, и вашим», ― говорит эксперт.

Доклад отталкивается от неизбежной необходимости экономической, политической и социальной модернизации России. Отправной точкой процесса должен стать призыв Медведева к модернизации в статье «Россия, вперед!» и в послании парламенту. «За 20 лет, прошедших с момента начала реформ, «цели позитивного развития лишь подразумевались или же были чисто технократическими. Мы двигались вперед, не определившись с тем, куда идем и каков он, «образ желаемого будущего», говорится в предисловии к докладу.

Ситуацию, в которой объявлена модернизация, эксперты оценивают как «сложнее, чем кажется».

Новый «модернизационный рывок» России предстоит совершить в условиях, когда «слишком многое располагает к инерции и загниванию» ― «начиная с конъюнктуры на сырьевых рынках и заканчивая настроениями в политике и уверенностью власти в своей способности управлять массовым сознанием».

Тем не менее шанс модернизироваться есть, считают эксперты. Они напоминают об опыте конца прошлого века, когда страна «развернулась в формационном сдвиге в предельно сжатые сроки и почти бескровно». Сейчас «общество обязано... воспользоваться» шансом на модернизацию, потому что «речь идет о самом выживании России, по крайней мере, в ее нынешних геостратегических параметрах, в качестве передовой нации», убеждены авторы.

В отсутствие рывка возможны «экстремальные сценарии» будущего: экономический коллапс, консервация технологического отставания, социальная напряженность из-за невозможности выполнения государством социальных обязательств, глубокий политический кризис, рост центробежных тенденций, утрата Россией важных геополитических позиций на международной арене и качественная депопуляция.

Экономическая модернизация должна строиться на политической, «полноценные модернизации постиндустриальной эпохи в условиях несвободы в принципе не реализуются», уверены в ИНСОРе. Описание требуемых стране политических перемен занимает центральное место в докладе.

«Сигналом начала модернизации станет исключение идеологической архаики из всего, что прямо или косвенно связано с официальной позицией и ангажированными государством институтами», ― считают авторы доклада.

Ключевой раздел доклада ― «Россия. XXI век. Полдень» ― «описание России после успешной модернизации», «когда-то в ХХI веке».

Россия отказалась от внесенной Медведевым год назад правки Конституции ― сроки полномочий главы страны и парламента сокращены до 5 и 4 лет соответственно.

Существует реальная многопартийность ― примерно 20 партий. Сейчас Минюстом зарегистрированы 7.

Ядром политической системы являются две партии ― условные правоцентристская и левоцентристская (не наследница КПРФ), между ними реальная конкуренция, побеждают то одни, то другие.

На Кавказе еще случаются эпизоды, когда за партию или человека голосуют максимум по 70% избирателей (при выборах в Думу в 2007 году в Чечне за «Единую Россию» проголосовали 99,36%).

Избирательная система смешанная ― по 50% прошедших от партий и одномандатников. Отсекающий барьер снижен до 4% с нынешних 7%.

Парламент ― «место для дискуссий», партия большинства формирует правительство, но случаются и коалиции. Сенаторы избираются всенародно, они более не штампуют принятые Думой законы, случались споры. Губернаторы регионов также избираются населением.

Упростилась процедура регистрации НКО, она стала полностью уведомительной. Их финансирование из-за границы никого не смущает, рассчитывают авторы.

На телевидении исчезает монополизм государственных каналов и цензура (в том числе через связанные с властью бизнес-структуры).

В социальном смысле России стала привлекательным рынком труда ― не только для гастарбайтеров, но и для возвращающихся «мозгов».

В экономике участие государства снижено до 30% ВВП. Инфляция не выше 3%, рубль стал международной расчетной валютой. Легитимность собственности закреплена не только словами высших чиновников и практикой последних лет.

Армия полностью переведена на добровольную основу, численность войск сокращена до примерно полумиллиона военнослужащих.

«Главное полицейское ведомство страны ― МВД ― ликвидировано», ― пишут авторы. Главным правопреемником МВД стала Федеральная служба криминальной полиции (ФСКП), которая борется с уголовными преступлениями. Муниципальная милиция отдана органам местного самоуправления. «Функции давно ликвидированного ГИБДД разделены между региональной полицией, муниципальной милицией и гражданской службой дорожного движения, занимающейся контролем техсостояния автомобилей, выдачей прав и методическим обеспечением организации дорожного движения», ― рассчитывают авторы. Внутренние войска стали Национальной гвардией, они подчинены президенту.

«ФСБ упразднена. Воссоздана Федеральная служба контрразведки (ФСК) с компетенцией, соответствующей этому наименованию», ― сказано в докладе. ФСК занята борьбой с иностранными разведками и защитой гостайны. «Создана Федеральная служба по охране Конституции (ФСОК). Она отвечает за предупреждение и пресечение терактов, реагирование на угрозы сепаратизма, борьбу с незаконными вооруженными формированиями», ― сказано в тексте.

На международной арене: Россия давно стала видным членом ВТО и ОЭСР, «успешно завершает переговоры о вступлении в изменившуюся НАТО». Ключевую роль в сближении с НАТО сыграла совместная операция России и альянса в какой-то из стран третьего мира.

В Европе действует новое соглашение о безопасности («Хельсинки-2»). С ЕС поддерживается стратегическое партнерство, СНГ сохранилось, и Грузия в него вернулась, так как содружество прекратило быть «клубом глав государств, но стало эффективным координатором связей».

Перспектива не очень далекая, намекают в ИНСОРе. Первоочередные шаги к этому должны быть сделаны уже сейчас во всех сферах разом.

«Месяцы потребуются на то, чтобы создать формальные и неформальные структуры, ответственные за проведение (модернизационных) реформ, а также на изменение информационной политики СМИ, прямо или косвенно зависящих от государства», ― строят планы авторы. «Перезапуск механизмов политической конкуренции» авторы доклада называют ближайшей задачей, сигнал для этого должна послать действующая власть, считают эксперты. Требуется «решительно» реформировать законодательство о политических партиях и избирательное законодательство (снизить до 5% проходной барьер, вернуть смешанную систему избрания депутатов, отказаться от несправедливого метода распределения мандатов Империали, восстановить право партий на предвыборные блоки, избавиться от практики «паровозов», а также облегчить доступ партий к регистрации списков на выборах).

В сфере госуправления, по мнению авторов, нужно ускорить создание электронного правительства, реформировать госслужбу, заменив «архаичную иерархию чинов и званий на гражданской службе гибкой системой материальных и нематериальных стимулов», ввести практику, при которой чиновник подает в отставку сам. Для укрепления независимости судебной власти предлагается добиться неукоснительного исполнения судебных решений, где ответчиками выступают органы власти, стимулирование развитие гражданского общества предполагает отказ от административного давления на НКО и налоговые стимулы для них. Для развития политической культуры государству предлагается отказаться от «госзаказа» в идейно-воспитательной области, пропаганда модернизации приветствуется, пропаганда сталинизма возбраняется. В экономике первым делом предлагается дерегулирование и сокращение возможностей создания рент на уровне органов исполнительной власти. Одним из основных направлений развития экономики должно стать предоставление большей свободы региональным бизнесу и власти, считают авторы доклада.

Первый шаг в сфере безопасности ― демилитаризации всех ведомств, за исключением Вооруженных сил, введения жесткого общественного контроля (в первую очередь парламентского) в сфере обороны и безопасности, «максимальное раскрытие» информации о военном бюджете страны и детализация расходов оборонного ведомства.

Доклад адресован скорее экспертному сообществу, а не либеральному электорату, полагает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По мнению эксперта, доклад совсем не представляет готовой модели поведения для власти, хотя ИНСОР и считается близким к Медведеву think-tank. Текст ― лишь часть интеллектуальной полемики, сказал Макаркин.

Как пояснил Юргенс «Газете.Ru», материалы доклада уже направлены главе государства для ознакомления. Гонтмахер добавляет, что в ИНСОРе рассчитывают на начало общественной дискуссии по предложенному пути развития.